-
Свекольник по-еврейски - 20.04.2025
-
Рыбный мусс - 17.04.2025
-
Что подарить любимой девушке на 8 марта: идеи полезных и практичных подарков - 14.04.2025
-
Стрипсы в аэрогриле - 11.04.2025
-
10 полезных советов для быта и мастерской - 05.04.2025
-
Смузи с киноа - 02.04.2025
-
Салат “Хризантема” - 30.03.2025
-
Отзыв о тканевой маске Pure Natural Mask Sheet Snail - 27.03.2025
-
Груши в сахарном сиропе - 24.03.2025
-
Шведский майонез - 21.03.2025
Библиотечная работа
Просмотров: 27
Все не так, как представляют обыватели: зачем идут работать в библиотеку
Ирина живёт в мегаполисе и работает в школе, Анастасия живёт в маленьком городке и работает в муниципальной библиотеке. Наш блогер Саша Белкина пообщалась с двумя очень разными девушками и выяснила, кто такой современный библиотекарь, почему стоит идти в профессию и как найти призвание, если ты не представляешь своей жизни без книг.
Анастасия: «Мне казалось, что библиотекарь — невостребованная профессия»
До того, как я поступила на библиотечно-информационный факультет, мне казалось, что библиотекарь — не востребованная профессия. Это был взгляд обывателя, который время от времени захаживал в библиотеку за книгами. Я думала, что работа библиотекаря ограничивается той самой скучной выдачей литературы, но нет, у нас очень много обязанностей.
Современный библиотекарь — это не бабушка в шали, которая сидит на абонементе и выдаёт три книжки в день, печально вздыхая и попивая чаёк. Конечно, мы выдаём книги, но этим работа не ограничивается. Специалисты работают с фондом: это ведение каталогов и картотек, систематизация. Так как библиотеки давно перепрофилированы в образовательные и культурно-досуговые центры, мы занимаемся продвижением и популяризацией культуры чтения. Если хотите, выступаем в качестве еvent-менеджеров.
Ещё библиотеки запускают масштабные онлайн и офлайн-проекты, например, мы запустили городскую акцию «Орск читает Пушкина» и реализовали проект «Лето в парке». Проводим интересные мероприятия, экспериментируя с форматами, в том числе в рамках всероссийской «Библионочи».
Также мы занимаемся информированием читателей через наши онлайн-площадки. Сейчас это сайт, YouTube-канал и популярные соцсети. Причём слово «информирование» стоит понимать в самом широком смысле этого слова. Это и SMM, и PR, ведь необходимо популяризировать чтение и рекламировать наш книжный фонд. Информационной и библиографической продукции очень много, обо всём надо рассказать.
Современный библиотекарь должен быть образованным, начитанным, коммуникабельным, справляться с большим объёмом работы, но самое главное — он должен по-настоящему любить то, чем занимается. В связи с проектной деятельностью, библиотекарь постоянно сталкивается с программами по графическому дизайну или видеомонтажу. Лично мне пригодился сертификат по английскому языку. И, конечно, любовь к книгам необходима.
Мне кажется, наша работа — это один большой плюс. Да, она требует полноценной отдачи, но взамен ты получаешь массу позитивных эмоций и духовное обогащение. Но и минусы есть тоже. Например, финансирование. На масштабные проекты, например, организацию лаунж-зоны в библиотеке или фестиваль, нужны средства. Поэтому не все идеи наших специалистов удаётся воплотить в жизнь.
А что касается зарплат библиотекарей — они зависят от занимаемой должности и региона. Для Орска у меня неплохая зарплата
Вопреки всеобщему мнению для библиотекаря возможно продвижение по карьерной лестнице. Он может стать методистом, курировать проектную деятельность, отвечать за PR и нейминг, то есть за становление уникального имиджа библиотечной системы и продвижение творчества писателя, чьё имя носит библиотека. Можно стать заведующим отделом обработки и комплектования. В конце концов, можно дорасти до директора.
Современная библиотека — это рай для книголюба. Наша библиотека ориентирована на юношество, но это условно: читатели к нам приходят всех возрастов — дети, молодежь, взрослые, пенсионеры. У нас даже есть кафедра литературы на иностранных языках и отдел искусств, для нашего города это большая редкость.
Ирина: «Моё дело — это безграничная любовь»
По образованию я учитель-логопед, но с детства мечтала быть библиотекарем. Я часами пропадала сначала в детской библиотеке, потом в городской, и даже дома у меня все книги были пронумерованы, в каждой лежала каталожная карточка — как в библиотеке!
В юности на выбор вуза повлияла мама и я пошла учиться в Педагогический Университет в Екатеринбурге. Но после обучения всё-таки пошла работать в Центральную Городскую Библиотеку им. П. П. Бажова в городе Лесной, Свердловской области. С тех пор ни разу не пожалела, что пришла в эту профессию.
У меня не было никаких стереотипов, потому что с детства знала всю «кухню» изнутри, так что всё произошло по большой любви.
Когда видишь, что люди приходят в эту профессию, считая, что это не пыльная работа, просто чтобы высидеть свое время, получить зарплату и уйти, становится грустно. Жаль, потому что без инициативы и интереса к книгам вряд ли можно получить удовольствие от того, чем занимаешься. А когда ты отдаёшь часть себя, все свои знания, дети это чувствуют, ценят и отвечают тебе.
Они рекомендуют какие-то книги, проявляют инициативу в проведении мероприятий, с радостью бегут в библиотеку после каникул
В «СОШ «Муринском Центре Образования № 2» я работаю два года. До этого работала в Гимназии. Общий стаж работы библиотекарем около 8 лет. Разница между школьной и муниципальной библиотекой, конечно, есть. В городских библиотеках сейчас проводится больше мероприятий, чтобы повысить посещаемость, приобщить людей к чтению. В школьной — учащиеся приходят сами, их не нужно приобщать, но нужно заинтересовывать, расширять кругозор.
Основная моя обязанность, конечно, — выдача учебников и художественной литературы. А ещё проведение мероприятий к памятным датам, выставок, литературных бесед с детьми, обсуждения с ними книжных новинок.
Но вообще библиотекарь должен быть очень многогранным: ориентироваться в новых технологиях, владеть компьютером на должном уровне, уметь делать презентации и знать многие аспекты современной жизни детей. В первую очередь, конечно, мы приобщаем к бумажной книге, но также учим детей с умом пользоваться интернетом, структурировать информацию, правильно искать книги, подбирать материал для доклада. Чтобы они не глупо копировали всё из «Википедии», а обладали навыком качественного поиска.
Это моё место, я довольна. Очень повезло, что в этой профессии можно реализоваться и как педагог, и как книголюб. Я счастлива работать именно с детьми. Моё дело — это безграничная любовь.
Пожалуй, минус только один. И это даже не минус, а издержки профессии.
В году есть два самых тяжёлых в прямом смысле слова периодов — это выдача и сдача учебников. Поскольку я работаю одна, всё это бывает физически тяжело.
Но плюсов, конечно же, больше. В том числе — общение с детьми и коллегами. Мне очень повезло с коллективом, с директором. Я могу прийти с любой проблемой и знаю, что всегда могу рассчитывать на помощь.
Зарплата у меня среднестатистическая по городу, я довольна. Есть стандартный оклад, который сразу озвучивают, но, если ты добросовестно трудишься, возможны премии.
Я не могу прожить без книг: читаю дома и на работе, по вдохновению или по необходимости. Когда готовлю выставку или книжный обзор, то должна прочитать книги, которые рекомендую детям, это важно. Я не могу бегло изучить только аннотацию и прийти не подготовленной. Потому что одна из основных моих обязанностей — привить детям любовь к литературе. А ведь это делается только на своём примере.
Предпочтения в литературе всегда самый суровый для меня вопрос, потому что я абсолютной «всеядный» в плане книг человек ещё с детства. Когда выбор книг был не таким большим как сейчас, я читала всё, что есть дома. В библиотеке обычно ходила вдоль стеллажей и читала, практически не выбирая, на что «взгляд упадёт». И до сих пор я могу взять в руки, по настроению, абсолютно нелепый женский роман, просто чтобы разгрузить мозг, а могу увлечься сложным психологическим текстом. Мне нравится фэнтези, люблю детективы и зарубежную прозу.
[link]mel.fm[/link]
Как стать библиотекарем?
Библиотекари — работники, занимающиеся комплектованием фонда той или иной библиотеки. Они создают каталоги книг и других печатных изданий, заведуют справочно-информационными фондами. Также они ведут просветительскую работу среди людей, популяризируя разные книги и мотивируя население к чтению. Ну и конечно, библиотекарь — тот самый сотрудник, которого посетители всегда находят «на абонементе»: он выдаёт им книги и принимает их обратно, помогая в выборе нужной и интересной литературы.
Это непростая, но очень интересная профессия, обучиться которой сможет любой желающий. Главное — искренне любить книги и обладать определённым типом личности и характера.
Что нужно, чтобы стать библиотекарем?
Прежде всего, необходимо иметь представление о том, что такое библиотечное дело. Оно включает в себя несколько важных функций:
- управленческие (библиотекарь должен обладать навыками управления как работой учреждения в целом, так и книгофонда. В его компетенцию входят управление, хранение и архивирование всей имеющейся информации. Он владеет информационными технологиями, позволяющими ему максимально эффективно организовать работу учитывая современные реалии;
- просветительские. Библиотекари организуют разные мероприятия для посетителей, в зависимости от категорий населения;
- общие. Речь идёт о так называемых надпрофессиональных навыках, незаменимых при работе с людьми. Это коммуникабельность, умение чувствовать человека (чтобы подобрать для него нужную книгу), терпение, усидчивость.
Библиотекарь регулярно следит за тем, в каком состоянии находится книжный фонд и обновляет его по мере необходимости.
Стать библиотекарем невозможно без знаний о том, какими бывают эти учреждения. В зависимости от личных склонностей и предпочтений человек может выбрать работы в одной из библиотек:
- общественной. Она открыта для всех, кто желает регулярно читать книги. Именно здесь популярны разные общественные мероприятия в виде полезного и бесплатного досуга;
- школьной. Это важнейшая часть среднего образования. Кроме стандартных учебников, здесь всегда можно найти книги, незаменимые для общего и разностороннего развития детей разных возрастов. Здесь детям прививают любовь к чтению;
- в ВУЗе. Такие учреждения являются хранилищами ценных книг и изданий, необходимых для полноценного образования студентов. Чаще всего речь идёт о библиотеках определённой специализации с отдельными коллекциями книг и журналов, расформированных по разным тематикам. Важно знать о том, что работа в такой библиотеке часто требует от сотрудника наличия учёной степени — как минимум, кандидата наук.
Люди, искренне любящие чтение, часто подумывают о том, чтобы приобрести профессию библиотекаря. Очевидно, что одной любви к книгам и знаний будет мало. Эта профессия требует определённых черт характера:
- спокойствие;
- усидчивость;
- хорошая концентрация внимания;
- готовность к регулярному выполнению монотонной работы;
- способность к глубокому анализу и синтезу.
Больше всего профессия библиотекаря подходит людям, не стремящимся к постоянному движению и «экстремальным» ощущениям. Кстати, умение интенсивно общаться с людьми — навык, обязательный не для каждого представителя этой профессии. Например, можно получить учёную степень и устроиться на работу в библиотеку при высшем учебном заведении: там всегда спокойно, а коммуникативные навыки требуются самые простые.
Для того чтобы понять, сможете ли вы работать библиотекарем, рекомендуется лично побеседовать с людьми, работающими в этой сфере в течение многих лет. Они расскажут много интересного и поделятся личным опытом. Также опытные работники могут порекомендовать и учебное заведение, где вы сможете получить необходимое образование.
Как стать библиотекарем?
В зависимости от уровня и направления библиотеки можно закончить техникум (колледж) или ВУЗ. В среднем учебном заведении учащиеся получают специальность «Библиотечное дело» или «Библиотековедение». Поступить в колледж можно, окончив девять классов средней школы. Длительность учёбы составляет от двух до пяти лет и зависит от формы обучения, которую выбирает человек (очная, заочная или вечерняя).
В высших учебных заведениях есть специальность по библиотечно-информационной деятельности. Условия поступления здесь строже: необходима сдача ЕГЭ (русский язык, литература, история, обществоведение или иностранный язык на выбор). Длительность обучения составляет от четырёх до пяти лет.
Если вы твёрдо намерены стать библиотекарем по окончании обучения, надо стремиться к получению практического опыта работы ещё задолго до окончания колледжа или ВУЗа. Попытайтесь устроиться на работу в любую из подходящих библиотек. Кстати, многие учреждения часто берут студентов-практикантов. После практики многие из них имеют шансы остаться работать там постоянно.
Как стать библиотекарем без образования?
В крупных городах руководство библиотек более строго подходит к выбору сотрудников и требует от соискателей, как минимум, высшего или профессионального образования. Тем не менее, бывает так, что человеку просто повезло и он смог устроиться работать, не имея специальной подготовки. Особенно это актуально на периферии и в небольших районных библиотеках общего назначения. В таких случаях профессии обучают на месте, и если у работника есть способности и мотивация, он входит в курс дела быстро и с удовольствием.
[link]www.snta.ru[/link]
«Когда я говорю, кем работаю, некоторые смотрят с сочувствием». Как на самом деле работают московские библиотекари
Сотрудники «Некрасовки», «Гаража» и «Иностранки» — о стереотипах и новой роли библиотек
Если при слове «библиотека» вы представляете ворчливую пожилую сотрудницу, трижды переписанное читательское требование и мертвую тишину — пришло время это исправить. Современные библиотеки, как и их сотрудники, сейчас совсем не соответствуют стереотипам. «Цех» поговорил с тремя молодыми библиотекарями и выяснил, чем им нравится их работа, с какими предрассудками они сталкиваются и в чем видят роль библиотеки в 2020 году.
Екатерина Фадейкина
Я училась в МПГУ (Московский Педагогический Университет –— Прим. «Цеха») на историческом факультете, но ещё в университете начала работать в книжном магазине «Циолковский». С библиотеками, кроме университетской, меня почти ничего не связывало. Однажды к нам в магазин пришли ребята из Некрасовки и позвали меня работать библиотекарем в их новую точку в торговом центре. Это был первый в России подобный проект, полноценная библиотека в ТЦ, где можно получить читательский, захватить пару книг, а если нет нужной — заказать из основного фонда, и все совершенно бесплатно. Меня привлекла идея, и я согласилась. Первые несколько месяцев я работала там, параллельно доучиваясь в магистратуре, а потом перешла в основное здание и работаю тут уже четыре года.
В прошлом году я стала руководителем отдела библиотечно-информационного обслуживания, но помимо административных задач, продолжаю общаться с читателями и выдавать книги — это мне нравится в работе больше всего. Мы вообще много работаем над коммуникацией с посетителями, и у нас все больше позитивных отзывов о качестве обслуживания. Еще я помогаю библиотечному инстаграму, но это скорее для души.
В библиотеке каждый день не похож на предыдущий, все зависит от того, насколько ты активен. Здесь ежедневно проходят мероприятия. Также мы ведем работу с профессиональным сообществом: осенью у нас прошла большая библиотечная конференция, недавно запустили курсы повышения квалификации для библиотекарей. В апреле, когда обслуживание читателей прекратилось, наш отдел стал ежедневно проводить онлайн-тренинги, мы перевели в Zoom внутренний книжный клуб. Карантин позволил пригласить в него интересных гостей: свои книги с нами обсудили Евгения Некрасова и Александр Стесин, о проекте «Полка» мы поговорили с главным редактором Юрием Сапрыкиным.
Я люблю рассказывать о своей работе, поэтому мои друзья знают, что библиотекарь — это не ворчливая женщина, требующая немедленно вернуть книги. Но со стороны посетителей я иногда сталкиваюсь со стереотипным представлением. Когда я рассказываю им, что у нас есть и как все работает, то многие удивляются.
Мы проводили исследование о практиках чтения москвичей, и 80% респондентов посчитали, что в городе обязательно должны быть библиотеки. Конечно, их роль меняется, сегодня библиотека это культурное пространство с большими возможностями. Будущее библиотеки не только в сохранении базовых функций книжного фонда и выдаче литературы, но и в активном присутствии в интернете и городском пространстве, сотрудничестве с классными институциями в сфере культуры. В этом плане наш проект «Электронекрасовка» — это отличный пример того, как можно превратить кипу оцифрованных изданий в интересный контент, который выглядит современно и привлекает читателей.
Маша Тихонова
По образованию я искусствовед, куратор художественных выставочных проектов. Когда я писала диплом, то регулярно ходила в «Ленинку» и все время думала, что работать в библиотеке очень уныло. Но буквально через пару месяцев после защиты меня пригласили в «Аргуновку» — детскую библиотеку на ВДНХ. Это был проект Капкова (Сергей Капков — глава департамента культуры Москвы с 2011 по 2015 год — Прим. «Цеха») по переустройству библиотек. До этого я много работала с детьми и решила попробовать себя в новой роли. Библиотекарь — это профессия, на которую люди учатся специально, а я освоила ее на месте.
В «Аргуновке» я набралась опыта и познакомилась с московской библиотечной сетью, а затем стала руководить двумя библиотеками на северо-востоке Москвы. Я довольно амбициозный человек, спустя два года мне стало тесно на этой должности и я решила уйти из библиотечной среды. Уже почти устроившись на новое место, я попала на собеседование в «Иностранку». Мне сразу здесь так понравилось, что я забрала документы и осталась работать с командой своей мечты.
Сейчас я руковожу отделом обслуживания, в нашем штате 14 библиотекарей, которые работают с книгой и читателем. Я думаю, что главное для библиотекаря сегодня — быть открытым, слышать читателя, быть чутким к его запросу, но без услужливости. Важно уметь поговорить с человеком, направить его и сделать так, чтобы он хотел вернуться. В некоторых библиотеках я встречала очень неприветливых сотрудников — это сразу же сказывается на аудитории библиотеки. Одного посетителя ты напугал и прогнал, он поделился этим с друзьями, и вы лишились не одного, а десяти потенциальных читателей.
Когда я говорю, что работаю в библиотеке, некоторые смотрят на меня сочувствующим взглядом. Наверное, это наш общий российский стереотип, потому что в Европе на профессию библиотекаря смотрят иначе.
Больше всего в нашей работе мне нравится постоянное развитие. В наших соцсетях нет скучных библиотечных отчетов, мы делаем интересный контент, проводим конкурсы, организуем партнерские мероприятия, работаем с посольствами. Многие считают, что в будущем у библиотеки нет перспектив — это точно не про нас. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто прийти в «Иностранку».
Пандемия дала нам понять, что интерес к мероприятиям в библиотеке только вырос. К нам на онлайн-меропрития подключались люди со всех концов страны. Библиотека уже давно стала универсальным образовательным пространством, где есть море возможностей для саморазвития. Будучи читателем, можно получить доступ к электронным источникам, пользоваться нашим ценным фондом, находить и изучать нужную информацию. Это отличная возможность учиться бесплатно, не менее действенная, чем популярные сегодня онлайн-курсы.
Валерий Леденев
Честно говоря, я никогда не думал, что буду работать в библиотеке. Я учился на психолога и писал диплом по лакановской школе психоанализа, но в профессии не остался. При этом у меня всегда было много знакомых в кругах современного искусства. Мы читали одни и те же тексты, ссылались на похожий круг идей, и очень многие вещи, о которых говорили современные художники, критики и кураторы, мне были понятны и близки.
Более десяти лет я работал в прессе как художественный критик, а затем узнал, что Саша Обухова (куратор архива музея «Гараж» — Прим. «Цеха») ищет сотрудников в новый научный отдел Гаража. Мы поговорили, и я перешел работать туда, возглавив небольшое подразделение, из которого и появилась наша библиотека. Юридически мы не являемся библиотекой и остаемся в структуре музея. Наш функционал не во всем отражает деятельность районных муниципальных библиотек. Например, у нас не такая богатая публичная программа, организацией которой в «Гараже» в большей степени занимается отдел просветительских программ и кураторская команда музея. Но мы тоже организуем свои мероприятия, например, семинары по чтению философских и методологических текстов, которые важны в научной деятельности нашего отдела, но это не основные наши направления.
Поскольку наша работа отличается, библиотекарям нужны немного другие компетенции. Важно понимать специфику современного искусства, разбираться в именах, направлениях и истории художественных течений XX и XXI веков, а также находить и проверять информацию. Мы, в первую очередь, оцениваем степень подготовленности сотрудников именно в этих областях.
Я занимаю должность старшего библиотекаря и фактически возглавляю библиотеку музея: моя задача сделать так, чтобы все в ней работало. Я занимаюсь закупками книг, общаюсь с издательствами и поставщиками, веду программу книжных обменов с другими музейными библиотеками. Кроме этого, я веду проект «В единственном экземпляре»: каждый год мы приглашаем трех российских художников сделать специально для нас объекты в жанре авторской книги.
[link]zeh.media[/link]
С чего начать знакомство с профессией молодому библиотекарю
Скорее всего, в наше время уже никто не думает, что библиотекарь — этот тот, кто весь день сидит в тихом читальном зале и читает книги в свое удовольствие.
На самом деле функционал сотрудников библиотеки огромен, и он может стать неожиданностью для неподготовленного молодого специалиста. Впервые придя на работу, он должен не только ознакомиться с большим объемом имеющейся литературы и удержать в голове принцип ее расстановки, но и запомнить выписываемые библиотекой периодические издания, особенности работы в АБИС и многое, многое другое. А ведь еще необходимо помочь посетителям найти ту самую книгу.
В статье ЛаЛаЛань расскажет, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.
Необходимые качества для библиотекаря
Работа в библиотеке неразрывно связана с обработкой огромного объема информации. Современный библиотекарь — это и IT-специалист, и психолог, и администратор, и педагог, и историк, и актер, и литературовед, а иногда и дизайнер, и сценарист. Количество требуемых навыков и умений неисчерпаемо.
Однако, помимо этих дополнительных качеств, существуют и непосредственно профессиональные.
С этой точки зрения библиотекарь:
- усидчив;
- внимателен;
- вдумчив;
- эрудирован;
- работает в режиме многозадачности;
- обладает развитыми коммуникативными навыками и аналитическими способностями.
Разумеется, при должном желании развить можно абсолютно любое качество, но на старте скорее всего будет легче тем молодым библиотекарям, кто уже по своему характеру склонен, с одной стороны, к монотонной работе, требующей повышенной концентрации внимания, с другой — к рождению креативных идей для готовящихся выставок, фестивалей, мастер-классов.
Библиотечное дело требует от сотрудника огромного количества знаний, навыков и компетенций. Получить их можно в соответствующем учебном заведении: в университете или профильном колледже.
Например, по специальности «Библиотековедение» можно пройти обучение в Московском гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств. Поступить на специальность «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и архивоведение» можно в один из следующих вузов:
- Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
- Московский государственный университет культуры и искусств;
- Алтайская государственная академия культуры и искусств;
- Белгородский государственный институт культуры;
- Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
Кроме того, подготовиться к работе в библиотеке может помочь и близкая, но не профильная специальность, например, менеджер социально-культурной деятельности.
Пройти дополнительное обучение можно, например, на Высших библиотечных курсах. Это платная форма переподготовки сотрудников библиотек с высшим небиблиотечным образованием. На курсах можно систематизировать и дополнить имеющиеся теоретические знания, а также получить практические навыки в области информатики и таких специальных дисциплин, как «Книговедение», «Библиографоведение» и другие.
Кроме того, отличным подспорьем для молодого библиотекаря станет учебная литература по теме — пособия, справочники, памятки, которые помогут разобраться в терминах и тонкостях библиотечного дела:
- «Библиотечное дело и библиотековедение: Конспект лекций»;
- «Справочник библиотекаря»;
- «Курс начинающего библиотекаря»;
- «Первые шаги к профессии».
Узнать на практике
Чуть выше ЛаЛаЛань подсказала, куда можно пойти учиться, если вы планируете работать в библиотеке. Однако не обязательно приходить в профессию только через соответствующее учебное заведение.
Многие становятся библиотекарями по разным причинам и часто без образования в области библиотечного дела: кто-то просто всю жизнь обожает книги, кто-то с рождения владеет бенгальским языком, а библиотеке срочно нужен такой специалист в отдел заведования бенгальской литературой, у кого-то библиотека рядом с домом — единственное перспективное место работы и так далее.
В этих и многих других невероятных случаях, когда профессиональный путь приводит нас в библиотеку, профильное образование менее важно, чем ваши личные качества, желание и готовность учиться новому. В библиотеке на практике можно изучить за полгода-год то, что некоторые узнают за 2–3 года в учебном заведении.
Разумеется, мы понимаем, что в одной статье невозможно отразить все тонкости работы библиотекарем, но надеемся, что нам удастся задать вектор для тех, кто ищет ответы на свои вопросы.
Итак, с чего можно начать будущему библиотекарю?
Познакомиться с терминами
В мире библиотечного дела — своя разветвленная система терминов, овладеть которой необходимо для профессионального общения с коллегами, посетителями и руководством.
Мы предлагаем вам для начала познакомиться со следующими терминами и понятиями.
Например, по периодичности издания делятся на:
- Непериодические — книги и брошюры, выходящие однократно.
– Книга — издание объемом более 48 страни.
– Брошюра — издание объемом более 4 и менее 48 страниц, часто в мягкой обложке.
- Периодические — регулярно выходящие издания: газеты, журналы, некоторые сборники, бюллетени. Эти издания делятся по отраслям знаний и направленности (например, научный журнал, научно-производственный, литературно-художественный) и по регулярности выхода в свет (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и пр.).
- Сериальные — нумерованные или датированные издания с одинаковым заглавием, выходящие в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена.
- Продолжающиеся — сериальные издания, выходящие через неопределенные промежутки времени по мере накопления материала.
Разобраться в расстановке книг
В фонде библиотеки каждая книга промаркирована особым образом. У нее есть штемпель, инвентарный номер, и, возможно, RFID-метка. На переплете сверху и на обороте титульного листа располагается шифр. Например: 28.4 В 16.
Шифр состоит из двух блоков:
- классификационный индекс (обозначает предмет или отрасль знания, определяется по таблицам библиотечно-библиографической классификации);
- авторский знак (чаще состоит из первой буквы фамилии автора и двух цифр, соответствующих первым буквам в фамилии автора или заглавии книги, определяется по пособию для алфавитной расстановки книг, например, по вот этому пособию).
Изучить правила книговыдачи в вашей библиотеке
В разных библиотеках срок, на который выдается книга, может отличаться, как и сами условия этой выдачи. Эти параметры разнятся в зависимости от ориентации на определенную группу читателей и профиля самой библиотеки. Кроме того, большинство современных библиотек оснащены RFID-технологией (что это такое и что общего у библиотеки и домофона, читайте в статье ЛаЛаЛани).
Это означает, что молодому специалисту необходимо изучить специфику работы с RFID-сканерами, научиться заполнять электронные формуляры и использовать ЭЧБ — электронные читательские билеты.
Поработать с посетителями
Несмотря на распространение электронных технологий и активно продвигающуюся вперед цифровизацию информации, в библиотеку приходят за тактильными ощущениями. А еще за живым, человеческим общением. Роль библиотеки в современном обществе не сводится к книгохранилищу, а библиотекарь уже давно занимается не только возвратом и выдачей книг.
Целевая аудитория библиотек различается, и это необходимо учитывать. Например, в университетскую библиотеку заходят студенты 17–30 лет и преподаватели, гораздо чаще они заинтересованы в учебной или научной литературе. А вот, например, в семейную муниципальную библиотеку приходят и мамы с детьми 3–5 лет, и подростки, и даже бабушки и дедушки, которые ищут интересный детектив на случай бессонницы. Для этих категорий библиотека — место проведения досуга и часто скорее духовного, чем информативного обогащения.
Для взаимодействия с такими посетителями пригодятся развитые коммуникативные навыки, умение подбодрить, заинтересовать, понять потребность читателя.
Пообщаться с коллегами
Наверное, один из самых быстрых и эффективных способов набраться опыта — обратиться к коллегам за советом, в котором они вам вряд ли откажут. Многие сотрудники работают на одном месте годами, оттачивая профессионализм, и даже просто наблюдение за их поведением на рабочем месте будет полезным и информативным.
Библиотекарь — яркий образ для художественной литературы и кинематографа. Свое искаженное прочтение он приобрел в прошлом веке, когда за библиотекарем закрепился совершенно неуместный образ возрастной женщины, шикающей на всех, кто говорит в читальном зале чуть громче, чем подобает. Однако и массовое увлечение чтением в советские годы прочно закрепило за библиотекарем образ компетентного, осведомленного и вдумчивого советчика, который всегда позволит читателю найти искомую книгу среди множества томов.
Разумеется, такой многогранный и неистощимый для интерпретаций образ не мог остаться незамеченным в художественной среде. Авторы подмечают исторические черты и их влияние на положение библиотеки в обществе, создают одни стереотипы о библиотечной среде и рушат другие. Библиотека и библиотекари встречаются в таких литературных произведениях, как:
- «Шелест страниц» Е. Воробьев;
- «Драгоценное издание» И. А. Багмут;
- «Хранитель древностей» Ю. О. Домбровский;
- «Детская библиотека» А. А. Лиханов;
- «Книжники» М. В. Чернооков;
- «Вавилонская библиотека» Х. Л. Борхес;
- «Публичная библиотека» И. Э. Бабель;
- «Сердце библиотеки» Л. А. Кассиль;
- «Друзья мои — книги» В. Г. Лидин;
- «Сонечка» Л. Е. Улицкая.
Образы библиотекарей раскрываются и в кинематографе:
- «Живет такой парень» (Киностудия М. Горького, 1964);
- «Влюблен по собственному желанию» (Ленфильм, 1982);
- «Библиотекарь: В поисках копья судьбы» (США, 2005).
[link]lala.lanbook.com[/link]
(Visited 11 times, 1 visits today)