Лидерство у подростков

Просмотров: 138

«Лидерская одаренность. Личностное развитие подростка – лидера»

«Лидерская одаренность. Личностное развитие подростка – лидера».

МБОУ Башкирская гимназия № 000 имени Зайнаб Биишевой

Калининский район, г. Уфа, РБ.

Среди разных видов одаренности в последнее время все чаще выделяют социальную или лидерскую одаренность. Синонимом этого сочетания является понятие «организаторские способности». Лидерская одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Лидерская одаренность проявляется в условиях общения. И если мы трактуем общение как особый, специфический вид деятельности, то в этом случае вынуждены будем признать, что лидерская одаренность есть вариант частной, специальной одаренности.

Так кто же такой лидер? Кем мечтают стать многие люди? Большинство исследователей считают лидером человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

Социологи утверждают, что в каждой группе людей обязательно возникает яркий лидер, оказывающий влияние на остальных членов группы. При этом человек, проявивший себя лидером в одной ситуации, в других условиях может уступить место другому лидеру. Обнаружить лидера достаточно просто – можно понаблюдать за группой людей, решающих какой-либо вопрос. К кому больше всего прислушиваются при обсуждении проблемы, с кем быстрее всего соглашаются – это и есть лидер группы. Лидер — это как бы зеркало группы, какова группа — таков и лидер.

Лидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки. Многие психологи выделяют такую черту, характерную для лидеров, как высокая занятость и участие в различных общественных мероприятиях.

Различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников.

Лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:

1. По содержанию деятельности:

а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.

2. По стилю руководства:

в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

3. По характеру деятельности: а) универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера,

б) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.

Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в науке и образовательной практике. С ее решением связываются надежды на прогресс общества, обеспечение национальной безопасности в ее самом широком современном понимании.

Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.

Дух лидерства свойственен природе каждого ребенка. Однако очень часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали. Другие же имеют завышенную оценку своих организаторских способностей, так как часто просто присутствуют при осуществлении не ими задуманного и подготовленного.

Для того чтобы избежать этого, необходимо предоставить возможность школьникам попробовать себя в социально значимой деятельности. А наибольшими педагогическими возможностями для вовлечения детей в такую деятельность обладают детские общественные организации и органы ученического самоуправления.

Для раскрытия лидерских качеств подростковый возраст является одним из самых важных периодов жизни. Именно в этом возрасте ярко проявляются особенности характера и индивидуальность человека, которые потом влияют на формирование в разных сферах жизни личности. В это время молодой человек вырабатывает жизненную позицию, отношение к людям, миру, и своему месту в нем. Заметное развитие приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению.

Наличие лидерских качеств у подростков положительно влияет на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, а также создает возможности разрешения и и предупреждения конфликтов в коллективе.

Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. В детских организациях проблеме воспитания лидеров всегда уделялось большое внимание. Ведь от того, насколько активны лидеры, зависит успешность реализации всех планов объединений детей.

В связи с этим большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских организациях и объединениях.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Он включает в себя три главных компонента:

· информационный (сообщается информация, необходимая для участия в решении организаторских задач),

· операционный (формирование организаторских навыков и умений в моделированной ситуации),

· практический (закрепление приобретенных знаний, навыков и умений на практике).

Для меня, как педагога-психолога, как старший вожатый, школа – это творческая мастерская, которая создает условия для самореализации личности. Поэтому целью моей педагогической деятельности является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, воспитание будущих лидеров. Свою главную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя и чтобы он стал ответственным в делах, свободным в общении, творческой личностью.

Творческие игры, конкурсы, викторины, КТД, тренинги, круглые столы – все эти приемы способствуют развитию ребенка. Также проводим исследования для определения детской одаренности.

При выявлении лидеров гимназии мы получили следующие результаты.

Диаграмма «Лидеры гимназии»

Принадлежность к дружному коллективу учащихся — органу ученического самоуправления, объединённому общими целями, интересами, ценностями, – играет важную роль для подростков, предоставляет им возможность общения, ведь именно оно является ведущим типом деятельности в этом возрасте. В процессе коллективного планирования деятельности, реализации своих планов, анализа проделанной работы у школьников вырабатывается «направленность на других людей», которую определил, как умение чувствовать рядом с собой человека, видеть в его глазах сложный духовный мир.

Развитие личности творческих, лидерских качеств нашло отражение в работе ДОО "Алмаш», которое функционирует в нашей гимназии с 1997 года. В настоящее время ДОО "Алмаш» имеет 3 возрастных ступени ученического самоуправления:

1. I ступень: 1 – 4-е классы – «Алые паруса»;

2. II ступень: 5 – 7-е классы – «Юные юламаны»;

3. III ступень: 8 – 11-е классы – «Совет старшеклассников».

В состав ДОО входят учащиеся с 1 по 11 классы. Деятельность ДОО «Алмаш» осуществляется по 8-ми проектам, каждый из которых предполагает организацию деятельности по следующим основным направлениям:

1. Учеба – Проект «Хочу всё знать»,

2. Культура – Проект «Шире круг»,

3. Здоровье и Спорт – Проект «Спорт нам поможет силы умножить»,

4. Краеведение – Проект «Отечество»,

5. Экология – Проект «Зелёный мир»,

6. Семья – Проект «Связь поколений»,

7. История – Проект «Наше наследие»,

8. Лидер – Проект «Лидер».

Наряду с детским объединением в школе создается Парламент гимназии с целью развития организаторских способностей учащихся, воспитания таких качеств, как самостоятельность, ответственность, предприимчивость. Парламент гимназии является главным исполнительным органом ученического самоуправления, призванный активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию в каждом из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям. Его деятельность регламентирован «Уставом ДОО «Алмаш» и «Положением о Парламенте гимназии», программой деятельности ДОО «Алмаш».

В Парламент гимназии избираются наиболее активные, творческие, инициативные подростки – лидеры классов), пользующиеся у своих товарищей авторитетом. Сложившаяся система самоуправления воспитывает у обучающихся активную жизненную позицию. Они становятся организаторами всех школьных дел, творческих конкурсов, спортивных соревнований и турниров.

Ребята с большим удовольствием участвуют в общественной жизни школы, проводят различные акции, мероприятия, ведут шефскую работу в начальных классах. Кроме школьных мероприятий учащиеся принимают активное участие в районных, городских конкурсах.

Одним из направлений работы Парламента гимназии – проведение Школы Лидера – обучение членов актива класса. Актив знакомится с организаторской техникой, этапами планирования и проведения мероприятий. В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется: в планировании деятельности их классного коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Парламент гимназии принимает участие в разработке основных документов, определяющие деятельность объединения, организует и осуществляет их реализацию с привлечением обучающихся, учителей, родителей. Парламент гимназии организует проведение конкурсов, викторин, выставок, спортивных соревнований, коллективных творческих дел (КТД).

Традиционными стали проведение Дня Дублера, Дня учителя, Дня матери, акции «Мы за ЗОЖ», Школьный КВН, Детский Курултай, ученическая конференция, Флеш-мобы, акции «Озеленение пришкольного участка», «Твори добро» (поздравление учителей-ветеранов и ветеранов ВОВ в канун Дня Победы), спортивные турниры по футболу и пионерболу.

Совместно с родителями были организованы открытые воспитательные мероприятия: концертная программа ко Дню матери «О, как прекрасно это слово: мама», военно-патриотическая игра «Славные сыны Отечества», Шежере байрамы, Сабантуй. Традиционно проводятся вечера встреч с выпускниками школы.

Личность ребенка – лидера формируется и развивается в деятельности. Чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценностных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование его самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).

Возможность пережить каждому ребенку радость творчества, испытать счастье и гордость за результат своего труда – вот одно из важнейших условий творческого развития способностей и лидерского потенциала.

В жизни нужно помнить, что каждый ребенок – неповторимая личность, индивидуальность, который сочетает в себе красоту, гармонию и любовь.

Обзоры сервисов Pandia.ru

Лидерство

Домашний очаг

Техника

Образование и наука

Бизнес

Технологии

Наука

Услуги

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Лидерство в подростковом возрасте

If you like this presentation – show it.

Лидерство в подростковом возрасте Вопросы и ответы

Что такое лидер и лидерство? Лидерство мы понимаем как предназначение личности, а лидер – это успешный человек, лучший в какой-либо сфере жизни. Дети тоже понимают, что лидер – это не просто начальник, а человек, который умеет делать что-то лучше других, при этом может реализовать свои способности в обществе. Если человек сможет открыть в себе качества лидера и сумеет реализовать их, он станет полезным человеком…

Если человек лидер, то это всегда и во всем или он где-то лидер, а где-то нет? Быть лидером всегда и везде – невозможно. Это очень расширительное и житейское толкование этого понятия. В одной группе человек может занимать лидерскую позицию, а в другой быть последователем другого лидера. И это нормально.

А нужно ли становиться всем лидерами? И зачем человеку лидерские качества? Хотя лидерство – это групповой механизм, нужны определенные склонности и задатки, чтобы стать лидером, и определенная жизненная позиция. Это просто не всем нужно. А иногда и не под силу. Зачем человеку лидерские качества? Лидерские качества важны человеку, который видит свою карьеру в сфере управления, которому важно быть на виду, у которого есть идея и он хочет заразить ею других, у которого очень высокая потребность во власти.

Лидером быть приятно, но и ответственно, в то же время. Может сначала подростка надо научить нести ответственность за то, что он делает? Можно поспорить о том, что лидером быть приятно. Это довольно утомительно, связано со множеством страхов и тревог. Но просто есть люди, которым без этого дискомфортно. Лидерство всегда связано с ответственностью. Понятие «безответственный лидер» – это нонсенс. Лидер по своей природе, как вожак стаи, отвечает за тех, кого возглавил. Лидерство для многих детей тем и полезно, что оно естественным образом приучает нести ответственность. Ребенок, который не справляется с ответственностью, не остается и на лидерской позиции.

Лидерство в классе обязательно ли означает хорошую успеваемость или высокий IQ? Среди подростковых лидеров много ребят с хорошей успеваемостью. Конечно, в основном это касается гимназических и лицейских классов. Но и в других школах, где, казалось бы, сами ребята не столь ценят школьные успехи, хорошисты и отличники часто становятся лидерами.

Может ли ребенок быть лидером в классе, если материальные средства не позволяют одевать его по последней моде, покупать дорогие электронные игрушки, мобильники и т.д.? Очень многое зависит от того, в каком классе учится ребенок. Если в детской группе доминируют материальные ценности, статус ребенка в группе будет зависеть от того, как он экипирован и с чем приходит в школу. Пробить такую среду интеллектом, увлечениями, способностями – очень трудно. Хотя есть примеры, когда сильным детям это удается. Они не только становятся лидерами таких классов, но и меняют ценности Но вообще, одеваться по моде – это очень важно для подростковой среды. Совет родителям – по возможности помогать ребенку соответствовать требованиям подростковой культуры

Вы думаете что лидерство можно воспитать? А можно воспитать художника если у него нет дара от Бога? Лидерству можно научиться. Конечно, у хорошего лидера есть такое удивительное дополнительное качество, которое трудно просчитать, оно называется – харизма. Но есть очень много нехаризматичных лидеров, которые владеют лидерством как технологией, как способом поведения. Добавьте к такому способу поведения уважение к другим людям, ответственность за будущее группы, и вы получите рецепт воспитания в себе лидерства.

Нередко бывает такая ситуация, когда в классе учителя или классный руководитель навязывают лидера из отличников или, в общем прилежных учеников, с которыми у них нет проблем. При этом создают много проблем для учеников и самого "лидера", который должен соответствовать, а очень часто не может?

Да, это распространенная ситуация. Учителю кажется, что его авторитета хватит для того, чтобы управлять детской группой и отношениями в ней. Это опасное заблуждение. Даже у очень сильного, очень авторитетного и талантливого педагога, которого дети реально любят, нет входа в тайный мир подростковых отношений. Надо внимательно прислушиваться к сигналам, которые поступают от детского коллектива, и работать с теми лидерами, которых выдвигает сам класс.

Страдают ли лидеры от звездной болезни? Лидеры очень редко страдают от звездной болезни. По двум причинам. Во-первых, как только эта болезнь в них зарождается, их лидерский статус начинает понижаться (зачем группе больной лидер), а, во-вторых, мы уже говорили о том, что лидеры довольно сильно тревожатся о сохранении своего положения, а значит им не до звездной болезни

Каковы особенности подросткового лидерства? Подростковый возраст – яркий, драматичный, очень противоречивый период в жизни человека. Таким же является подростковое лидерство. Лидеры-подростки болезненнее лидера-взрослого переживают трудности своего положения, болезненнее реагируют на потерю своего положения, даже если оно временное. Подростки-лидеры экстремальнее в выборе средств давления на тех, кто не хочет быть их последователями. Такое крайнее средство воздействия на несогласного как бойкот – распространено именно в подростковой среде. Бойкот чаще всего организуется лидером. Подростковые лидеры менее надежны, чем лидеры-взрослые, а значит, под их управлением тревожнее всем.

Лидеры-подростки очень беспокоятся за свое реноме, это тоже мешает управлять. Вообще, лидеру не так просто потерять лицо, как ему самому это кажется. Существует колоссальный кредит доверия. Чтобы его быстро исчерпать, нужно совершить серьезное преступление против группы, серьезно нарушить ее жизнь, отношения между членами группы. Однако самому лидеру его положение кажется крайне неустойчивым, особенно лидеру-подростку. Лидеры-подростки часто плохо справляются с той социальной ответственностью, которую «навешивают» на них взрослые. Нам кажется, что если он лидер, так уже справится со всем. Однако наши поручения могут оказаться критичными для лидера.

Выводы: Лидерский опыт в целом полезен человеку, потому что это опыт социально ответственного поведения, это опыт признания, это опыт проживания высокой самооценки, это моменты, когда ощущаешь себя сильным, значимым, компетентным. Но все это можно получить и другим путем. В лидерстве много трудностей, определенных опасностей, это ноша полезна и легка не всем. Если вы в себе чувствуете задатки лидера и считаете, что они вам пригодятся – развивайте их. Подростки-лидеры заслуживают уважения, понимания, поддержки и нуждаются в обучении. Их нужно учить выбирать средства, уважать других людей и защищать самого себя от ситуаций неопределенности и тревоги.

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила Ткач Н.Ю.

Лидерство в подростковом возрасте

Объект исследования – лидерство в подростковом возрасте.

Предмет – мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования – в основе лидерских качеств может быть следующие мотивационные аспекты: взаимодействие коллектива в ходе воспитания у подростка качеств современного лидера, при создании условий его активного включения в процесс самовоспитания, самооценки и саморазвития.

курсовая.doc

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса

формирования. Формирование мотивов лидерства – это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к лидерству и осознания их подростком.

Мотивационные аспекты проявляются по-разному в зависимости от того, в каких ситуациях оказывается подросток. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.

Мотивация лидерства – это совокупность стремлений человека получить влияние на личности или группу с помощью средств лидерства(таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное и негативное подкрепление в форме одобрения и наказания). В случае возникновения расхождения между притязаниями на руководство и реальными возможностями власти возникает мотивационное напряжение и подросток стремится увеличить уровень контроля и влияния на других. Интенсивное проявление стремления к лидерству воспринимается в обществе негативно, подростки до конца не осознают свои властные стремления, пытаются их скрыть или рационализировать.

Личность подростка неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и способности быть лидером; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Иногда подросток обладает хорошими способностями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного подростка.

Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием подростка изменить мнение, оценку о себе со стороны педагога, сверстников. Здесь для взрослого очень важно, какой ценой, какими средствами подросток хочет этого добиться: за счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет отношения к нему товарищей, юмором и шуткой, своей оригинальностью или другими приемами.

Мотивы общения со сверстниками связаны с общим эмоционально-

интеллектуальным фоном в группе и престижностью знаний. Выбор этих мотивов является в группе показателем внутриколлективных интересов у детей, связанных определенной сферой деятельности. А в свою очередь характеризует их заинтересованность в успехах группы, готовых всегда оказать помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную деятельность.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, в различных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

В коллективной работе подростка интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы занятие доминирующих позиций произошло наиболее эффективно.

При совместной деятельности ребенок учится сопоставлять,

сравнивать, наконец, оспаривать другую точку зрения, доказывать свою

Выполняя руководящие функции лидеры, как правило, демонстрируют большую инновационность, творчество и энтузиазм, но им может не хватить опыта, поэтому детскую организацию направляет взрослый.

Подростки используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других.

Мотивировать их к лидерству может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.

Большое значение для формирования мотивации лидерства имеет состав группы, в которой необходимо определить лидера. Очень важно внимательно отнестись к этому:

а) При подборе группы необходимо учитывать желание подростков работать именно друг с другом, но кроме желания детей работать вместе необходимо учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при определении лидера.

б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей.

в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные

особенности личности: уровень их знаний, темп работы, интересы.

Для формирования мотивации лидерства большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает лидер.

Лидерские качества закладываются и первоначально воспитываются в семье и школе. Это актуализирует проблему изучения воспитательного потенциала семьи и школы в деле формирования личности ребенка-лидера, так как семья и школа являются институтами, заинтересованными в воспитании лидерских качеств у подростка и способными это осуществить, именно их действия и роль во многом предопределят личностные качества будущего лидера.

В этом возрасте у детей нужно воспитывать стремление к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Основной задача педагогов и родителей заключается в создании особого поля совместной с подростком деятельности, конструктивных отношений с ним, отношений, объединенных общей целью. Современные педагоги и родители должны настроиться работать сегодня в ауре субъективного мира ребенка, усвоив философскую формулу воспитания: взаимопонимание плюс взаимодействие. Результатом такой работы будет грядущий жизненный успех подростка.

Весьма важен в воспитании лидерских качеств творческий подход, т.к. одна и та же черта характера может быть понята по-разному и даже вызвать полярно противоположное к себе отношение в разные периоды психологического развития лидера. Необходимо констатировать, что лидер – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид (или часть социальной группы) выполняет роль руководителя, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Лидерство – следствие социальных процессов, подверженное воздействию социальной ситуации, в которую попадает лидер. В основе этого подхода лежит детерминация отношений группы и лидера. Люди склонны следовать за тем, кто может стать средством удовлетворения их собственных потребностей [11; с.298].

Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Лидеры в группе подростков

В число трудных школьников подчас может попасть и лидер группы. Какие функции обычно выполняет лидер?

Он инициирует интересные формы совместной деятельности, планирует пути достижения цели, оказывает влияние на распределение функций членов группы, в значительной степени способствует установлению определенной эмоциональной атмосферы в группе, развивает общественную активность группы. Лидер должен остро чувствовать отношения в группе, обладать способностью сформулировать еще не осознанную другими потребность группы.

Надо различать лидера, избранного официальным путем, и лидера неформальной группы. Примером первого типа лидеров в школьном классе является староста. В практике нашей школы некоторые ученики становятся членами официального актива класса по настоянию учителя. Поэтому такие активисты нередко больше ориентируются на мнение педагога, чем своих товарищей. Это часто приводит к падению их авторитета в классе и усилению влияния неформальных лидеров.

Учителя нередко ревностно и раздраженно относятся к происходящей в таких случаях «перегруппировке сил» вокруг неформального лидера. Однако большие товарищеские группировки, в первую очередь мальчишеские, вообще характерны для данных возрастов. Довольно часто они охватывают представителей разных классов.

Таким товарищеским и дружеским общностям не следует мешать формироваться, если, конечно, основой их создания не являются дурные дела, стремление к изоляции и противопоставлению классу.

Но нередко бывает, что неформальный лидер утверждает свой авторитет среди учащихся грубыми нарушениями дисциплины на уроке, начинает сознательно противодействовать учителям: ведет себя с ними дерзко и вызывающе, мешает проведению учебных занятий, провоцирует непослушание и шалости других учащихся. Активность такого неформального лидера рекомендуется не подавлять, а направлять на разумные цели, привлекать его к организации добрых дел.

Характерной ошибкой неопытных классных руководителей является резкое изменение официального статуса такого лидера (например, неожиданное назначение его старостой класса) в надежде на его помощь в поддержании порядка в классе и быстрое исправление своего поведения. В этом случае забывается, что именно такие активные школьники сами нуждаются в воспитании и самовоспитании организованности, умения управлять своим поведением и корректно влиять на поведение своих товарищей.

Так, например, одного такого «активиста» — ученика 9-го класса неопытный классный руководитель рекомендовал на место старосты. Тот охотно взялся за дело. Он наводил дисциплину на уроках, расхаживая по классу и хлопая учебником по головам разговаривающих учеников. Естественно, им были недовольны не только словоохотливые ученики, но и учителя. Пришлось ученика освободить от скороспело назначенных обязанностей и поручить другие.

Поэтому их перевоспитание начинают с привлечения к несложным видам общественно-организационной деятельности, постепенно ее усложняя, обучая целесообразным приемам организаторской работы.

Все осложняется, когда неформальный лидер-дезорганизатор не хочет идти на сотрудничество с воспитателем, вовлекая в свои затеи класс. В этих случаях бывает полезно показать несостоятельность его поведения в коллективе, помочь ребятам критически взглянуть на его действия, найти способ лишить его ореола Робин Гуда.

Так, в одном молодежном лагере летом девятиклассник Н. мешал проведению воспитательной работы в коллективе. Педагогу воздействовать на него не удавалось. Подросток придумывал все новые и новые шалости, изображая себя большим храбрецом. Однако воспитательница подметила, что иногда Н. трусит. Поэтому она пошла на такой воспитывающий эксперимент.

Во время общей прогулки в лес педагог специально оставила на пне свою записную книжку. Когда начало темнеть, она попросила Н. сходить в лес и принести ей записную книжку, якобы забытую в спешке. Подросток не решился отказать воспитательнице при ребятах и отправился на поиски. Педагог в это время собрала всех других подростков у окна для беседы. Окно выходило в сторону леса. Воспитательница во время разговора выглядывала в окно. Вслед за нею делать это стали сидящие здесь же школьники. Вскоре все они заметили, что Н. ходит кругами вокруг дома, не решаясь войти в лес.

Когда совсем стало темно, подросток вернулся домой, сказав, что записной книжки он не нашел. Всем стало ясно, что Н. лгал, скрывая свою трусость. Авторитет лидера был им мгновенно утрачен. Подростки перестали поддерживать шалости этого мальчика.

Или другой пример. В одном 8-м классе был подросток, претендующий на роль «возмутителя спокойствия». Однажды он залез в стенной шкаф и велел запереть себя снаружи. Когда начался урок литературы, мальчик начал издавать нечленораздельные звуки.

Он рассчитывал, что преподаватель начнет долго искать источник звуков, открывать шкаф и вытаскивать из него нарушителя дисциплины, а тот будет сопротивляться и пререкаться с учителем. Это приведет к веселью в классе и срыву урока, чего этот трудный учащийся и добивался.

Но преподаватель литературы сразу понял, в чем дело. Он быстро принял решение. Сделав учащимся знак, чтобы они не обращали внимания на шум, идущий из шкафа, он стал рассказывать интересные факты из биографии писателя, творчество которого на том уроке изучалось.

Учитель сумел увлечь ребят своим рассказом, невзирая на требования дезорганизатора выпустить его из шкафа. На перемене шкаф открыли, и из него вышел осмеянный сверстниками несостоявшийся неформальный лидер. Больше уже на уроках он не нарушал дисциплину.

Следует только отметить, что, если преподаватель сумел показать неправильность поведения неформального лидера, над последним не следует торжествовать победу и тем более унижать его, нельзя и оставлять бывшего лидера-дезорганизатора одного среди насмехающихся над ним товарищей. Подобное поведение педагога обычно глубоко травмирует и озлобляет провинившегося школьника, лишает его жизненной перспективы. Напротив, воспитатель должен помочь бывшему дезорганизатору найти достойное место в коллективе и развивать в полезной деятельности свои лидерские задатки.

И, наконец, бывает, что развенчать лидера-дезорганизатора не удается. Тогда целесообразно перевести его в параллельный класс. Там, как правило, он теряет статус лидера.

Близкой к описанной, но еще более сложной бывает ситуация с «затаившимся» дезорганизатором. Он обычно действует исподтишка: соответствующим образом настраивает своих товарищей, побуждает к непозволительным действиям, а сам занимает внешне нейтральную позицию.

Выявить такого школьника бывает трудно потому, что он не требует от своих товарищей признания себя в качестве лидера. Такое явление обычно наблюдается в девичьих компаниях. Самолюбивая девушка-дезорганизатор вниманием и комплиментами завоевывает доверие своих одноклассниц, а затем постепенно начинает воздействовать на них тонко продуманной словесной информацией, эмоционально возбуждая.

Поэтому девушки-старшеклассницы, вовлеченные в какой-либо конфликт в школьном классе, часто даже не осознают, что они действовали не сами, а по чужому наущению. Учителю, выявившему такого дезорганизатора, рекомендуется поступать так же, как с «открытым» неформальным лидером-дезорганизатором.

Подобные «затаившиеся» дезорганизаторы могут быть и в мальчишеских, а также юношеских группах. Нередко это старшеклассники или старшие подростки, побуждающие младших к недозволенным, а то и противоправным действиям.

Среди таких провокаторов встречаются своего рода «экспериментаторы»: настойчиво побуждая маленького школьника к нехорошему делу, они сами в нем не участвуют. Это нужно им для того, чтобы впоследствии высмеивать мальчика среди ребят, а самому уйти от ответственности. Даже встречая отпор со стороны маленькой жертвы, такие дезорганизаторы-провокаторы не останавливаются перед клеветой.

Наиболее частым примером такого рода поведения является настойчивое побуждение младшего к действиям развратного характера. Как правило, среди взрослых и сверстников реакция на такую информацию о ребенке бывает неадекватной: больше обсуждают реального или мнимого пострадавшего, чем развратителя.

Утверждение «все говорят» действует, как разорвавшаяся бомба, отвлекая даже от постановки вопроса: «Кто виноват в побуждении к действию и что с виновным делать?» А отвечать на этот вопрос требуется, так как дело идет о противозаконных действиях по отношению к малолетнему и профилактике подобных преступлений в будущем.

Учитель, выяснивший источник распространения порочащих слухов, должен поставить перед этим школьником вопрос так: «Ты утверждаешь, что сам ни в каких непозволительных действиях не участвовал. Поверим, что это так. Но тогда по чьему наущению действовал ребенок? Если не по твоей инициативе, то почему ты его не остановил? Наконец, почему ты стал широко распространять среди школьников столь неприятную информацию вместо того, чтобы попытаться решить вопрос конфиденциально, посоветовавшись с доверенным взрослым».

Естественно, что подобный дезорганизатор-провокатор должен быть наказан. Но нельзя оставить без психологической помощи жертву: помочь ребенку перенести состояние сильного стресса и восстановить благожелательное отношение к нему товарищей.

Нет комментариев к этой статье. Ваш может быть первым.

Источники:
Лидерская одаренность
«Лидерская одаренность. Личностное развитие подростка – лидера» «Лидерская одаренность. Личностное развитие подростка – лидера». МБОУ Башкирская гимназия № 000 имени Зайнаб Биишевой
http://pandia.ru/text/78/045/5835.php
Лидерство в подростковом возрасте
Лидерство в подростковом возрасте
http://keepslide.com/no_category/100612
Лидерство в подростковом возрасте 1
Лидерство в подростковом возрасте Объект исследования – лидерство в подростковом возрасте. Предмет – мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте. Гипотеза исследования – в
http://referat.yabotanik.ru/psihologiya/liderstvo-v-podrostkovom-vozraste/190288/177212/page3.html
Лидерство у подростков
Лидеры в группе подростков
http://www.moideti.com/article_view.php?id_article=197&id_lang=1

(Visited 226 times, 1 visits today)