Как научиться преодолевать трудности

Как научить ребенка преодолевать трудности

Психолог Анастасия Пономаренко расскажет, как научить ребенка преодолевать трудности и воспитать в нем жизнестойкость.

Чаще всего на консультациях родители задают мне единственный вопрос: «Что нужно сделать, чтобы мой ребенок вырос успешным? Сильным, смелым? Опорой в старости?» И я неизменно отвечаю: «Учите его жизнестойкости. Или преодолевающему поведению. Или умению преодолевать трудности. Все это одно и тоже».

Как говорил великий Черчилль? «Успешный человек — это тот, кто двигается от одной неудачи к другой без потери энтузиазма». Золотые слова, между прочим. Тем более, в наше неспокойное время. Раньше можно было опираться исключительно на свой опыт, на свои умения и навыки. В принципе, стать успешным еще лет 30 назад можно было, просто окончив хороший ВУЗ и поступив работать в приличное учреждение. И никаких «подводных камней», никаких неожиданностей. Все спокойно и по графику.

Сейчас даже хорошее образование не гарантирует стабильности и успеха. То обвал фондовых рынков, то «дружественное поглощение», то открытие новых филиалов в сжатые сроки. И далеко не всегда эти события несут положительные перемены. Далеко не всегда они предсказуемы. И необходимо умение не заламывать руки: «Шеф, все пропало! Гипс сняли, клиент уехал!», — а конструктивно решать вопросы, не боясь неудачи.

И в этом умении кроется ключевое отличие неудачников и успешных людей. У первых страх неудачи намного сильнее желания победы. А у вторых — наоборот. Желание победить намного сильнее страха потерь.

Как воспитать это замечательное качество — не бояться неудач и подниматься на один раз больше, чем упал?

Позволяйте собственным детям совершать ошибки и самим исправлять их!

Как реагирует большинство взрослых на двойку? Руганью и запретами удовольствий. А вы попробуйте спросить свое чадо: « Что думаешь делать? Ведь двойку надо исправлять». Ответ «не знаю» не принимается. Пусть думает. Не впадает в ступор, не надеется на вашу помощь, а решает все сам.

Не хочет учить уроки? Замечательно, но оценки должны быть на уровне. Пусть думает: как списать, как сделать домашнее задание на перемене, у кого попросить подсказки. Пусть учится договариваться о помощи с одноклассниками, а о лояльном отношении к себе — с педагогами. Мы живем в такое время, что успешная коммуникация составляет 80% успешного бизнеса.

Конечно, разумный контроль должен быть, полностью на самотек учебу пускать не стоит. Но ключевое слово здесь — разумный! Не делаете с детьми домашнее задание, не проверяйте уроки до последней буквы. Так ваше чадо привыкнет, что, если что-то не получается, то придет мама или папа и все объяснит. Разжует, по полочкам разложит, а в конце спросит: «Все понял»? Ребенок согласно кивнет, и родители, с чувством выполненного долга, пойдут заниматься своими делами.

Знаете, чем это грозит в будущем? Такой человек всегда будет ждать разъяснений от шефа или вышестоящих организаций о том, что и как надо делать. И при малейших сомнениях побежит советоваться. А начальник — не нянька, у него своих проблем полно. Раз объяснит, а на второй — уволит. А человек будет думать: «Как же так? У меня и образование, и опыт. Но я же не могу сам решать такие серьезные вещи». А под «серьезными вещами» такой работник, увы, будет подразумевать все, абсолютно все возникающие вопросы.

Запишите своего ребенка в спортивную секцию, и пусть принимает участие в соревнованиях. Только настоящих, серьезных, где нет этих «поощрительных призов» и где есть проигравшие. Пусть учится проигрывать. То есть, вставать после падения. Это умение очень пригодится ему в будущей жизни, где падать и подниматься придется много-много раз.

Если ваш малыш ударился о скамейку, не утешайте его словами: «Ах, какая плохая скамейка, мы сейчас по ней стукнем». Ваш ребенок подумает, что в его падении виновата исключительно скамейка, которая стоит у него на пути. Вырастая, он привыкнет винить во всех неудачах окружающую действительность и людей, которые «встали у него на пути». А собственные ошибки он просто не заметит.

Подрался с друзьями в школе? Не спешите бежать к директору, дайте ребенку возможность самому решить конфликт. Подсказать в данном случае — очень хорошо, а разруливать ситуацию за него — неправильно. Спросите, каких ресурсов ему не хватает для решения спора. Может, записаться в секцию самбо? Вы вместе поищете в интернете спортшколу. Обиделся на то, что его обзвали «жиртрестом» — вы поможете ему держать диету и худеть.

Ваша помощь должна быть достаточной, но никогда избыточной. Тогда ваш ребенок привыкнет сам решать свои спорные ситуации, а это способствует выработке навыка жизнестойкости. Умению, которое пригодится всегда, во все времена и при любых обстоятельствах.

Автор: Пономаренко Анастасия, психолог благотворительного фонда «Путь домой»

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Беременность и роды
От 1 до 6 лет
Семья

Авторские права статей защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве. Использование материалов в интернете возможно только с указанием, гиперссылки на портал, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.

Как преодолевать трудности

Психологически трудную ситуацию не обязательно проживать с несчастным лицом и трудными переживаниями. Сильные люди умеют держать себя всегда.

Все, что нужно — это собраться (собрать себя), проанализировать ресурсы (поразмыслить, что или кто может помочь), продумать возможности (пути решения) и начать действовать. Проще говоря, включить голову и шевелиться в правильном направлении.

В трудных ситуациях люди высокого уровня психологической культуры берут на себя ответственность и ищут решение, низкой культуры — переживают либо ищут виновного. Чтобы преодолевать жизненные трудности, нужно переформулировать трудности и проблемы в задачу (смотри Перевод Проблемы в Задачу) и решать жизненную задачу>. Смотри Решение жизненных задач.

Трудные ситуации в жизни бывают, а вот переживание безысходности — это другое. Безысходность — это мрачное переживание, с помощью которого слабые люди вредят себе. чтобы отомстить жизни и окружающим.

Чтобы преодолевать жизненные трудности, нужны душевная сила, ум и душевная гибкость. Мужчин более характеризует душевная сила, женщин — душевная гибкость. Смотри Мужское и женское

Как развивать душевную силу? Смотри статью

Те, кто занимался саморазвитием, развитием себя — знают и типовые трудности: новое страшно, много сомнений, многое сразу не получается, а хочется всего и сразу — разбрасываемся, когда-то успокаиваемся на иллюзиии результата, когда-то сбиваемся и возвращаемся в старое русло. Что с этим делать? См.>

«Его должны были расстрелять на рассвете. На рассвете — это крупное везение. Еще есть время. Он лежал ничком в совершенной темноте. Вероятно, ногами к двери — швырнули. Спина была изодрана в мясо и присыпана солью. Боль вывела его из забытья. Боль была союзником. Связанные сзади руки немели. Он перекатился на спину, и боль разрубила его сознание. Он смолчал и пришел в себя. Он просто забыл: нога. Левая нога попала под коня. Под ним убило коня. Он уперся правой пяткой в земляной пол и проелозил плечами…» — Те, кто пасует перед трудностями, мы рекомендуем прочитать этот рассказ Михаила Веллера.

Но жизнь — это и есть страдание. Если бы в жизни все было гладко, то было бы неинтересно жить! Жиз.

В классификации Творец-Потребитель-Романтик-Паразит одна ось — Взрослый-Ребенок (круг ответственност.

Эмоциональная стабильность — выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интер.

К нам пришло такое письмо: «Сайт интересный, темы классные, есть над чем поработать, что обдумать и.

Не сталкивается с трудностями только тот, кто не работает. Вы — столкнулись. Замечательно! Все трудн.

Его должны были расстрелять на рассвете. На рассвете — это крупное везение. Еще есть время. Он лежал.

Для переживания горя и трудностей, для преодоления их, проживания их, а не пережёвывания их — именно.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Научись преодолевать трудности

Мы можем совершить много ошибок это не беда. У нас может быть много проблем, но они решаемы. Но если мы сдадимся, все кончено! Тот, кто однажды откажется от своей мечты возможно, никогда не сможет больше мечтать. Тот, кто перестанет мечтать — перестанет жить.

Ни каждый человек подвергается столь же сильным испытания на жизнестойкость. Но выносливость является для всех нас одним из самых важных законов. Пожалуй, даже самым важным законом. Все остальные ошибки можно исправить, но если вы сдадитесь, для вас всё кончено — больше ничего не будет. Поэтому каждый человек должен стать менее ранимым, более устойчивым к разочарованиям. Почему победители называют трудности уроками? Почему нам никогда ничего не падает с неба? Почему нам постоянно нужно бороться? На это нет исчерпывающего ответа. Речь идёт о таинстве жизни. Мы знаем, что таковы её законы. Наши кости должны испытывать определённую нагрузку, иначе они ослабнут, через некоторое время они даже сломаются. Это известно на примере астронавтов, некоторое время находившихся вне влияния силы тяжести. Нам нужны кризисы, чтобы стать сильнее.

Мальчик наблюдал за бабочкой, которая прилагала все усилия, чтобы выбраться из кокона. Пожалев её, он решил ей помочь и раскрыть кокон. Отец удержал его. Потому, что помощь мальчика грозила бабочке смертью. Усилия важны для неё, так как она укрепляет свои крылья — без них она будет слабой и не сможет летать.

Например, на различных уровнях вы можете встретиться со следующими проблемами.

Первый уровень. У вас есть идея, но никто не верит в возможность её реализации. Ваши родственники и знакомые уговаривают вас быть разумнее. Вам нужно научиться сильнее верить в себя.

Второй уровень. Вы хотите создать фирму, но вам нужны деньги. Банки не дают вам денег, так как хотят видеть доказательство ваших успехов. Но чтобы их получить вам нужны деньги. Вам нужно научиться бороться за свой успех.

Третий уровень. Ваше дело продвигается вперёд, но вместо того, чтобы видеть в людях уважение, вы встречаетесь с завистью — о вас распространяют слухи. Вы должны понять, то, что говорят о вас другие не играет никакой роли.

Четвёртый уровень. Вы оказались в тяжёлом положении и у вас появляются проблемы с партнёром. Он считает, что у вас слишком мало времени. Он не понимает вашей устремлённости вперёд. Вы должны научиться заражать своего партнёра идеями и понять, что с ним вы сильнее.

Пятый уровень. Вы завоевали несколько важных клиентов для вашего проекта или услуги, но они не платят по счетам. Ваши дебиторские задолженности огромны. Вы должны быть готовыми к непредвиденному и делать запасы.

Шестой уровень. Вы достигаете одного успеха за другим, но у вас появляются проблемы со здоровьем. Вы должны понять, что ваша жизнь состоит не только из профессиональных успехов и что пришло время заняться другими аспектами жизни.

Седьмой уровень. Вам срочно нужны квалифицированные сотрудники, но вы нигде не можете их найти. Вы должны научиться признавать проблему. Это большая разница — ищите ли вы рабочую лошадку или партнёра, которому вы даёте шанс.

Восьмой уровень. Некоторое время вам сопутствовал успех, но вдруг, всё рушится. Вы должны понять, что успех не может быть вечным. Стоять на вершине — значит стоять над пропастью. За каждой вершиной следует долина, а за ней следующая вершина.

Девятый уровень. Всё начинает терять свой смысл. Вы не можете и не хотите видеть смысл вашей работы. Финансовые успехи могут только на время прикрыть внутреннюю пустоту. Вы должны найти смысл своей жизни, понять его и больше времени и внимания уделять другим.

Вам необходимо преодолевать сегодняшние трудности. Если вам это удастся, у вас разовьётся выносливость, которая поможет вам позже легче преодолевать тяжёлые ситуации, чем вам это сейчас кажется. Не трудности мешают нам идти вперёд, а наше к ним отношение. Единственный, действительно опасный враг не вне нас, а в нас самих. Победители, никогда, никогда, никогда не сдаются!

Учимся преодолевать трудности

Цель: Построение жизненных перспектив с опорой на собственный потенциал воспитанника.

Оборудование: Презентация по теме мероприятия; чистые листы А4 по числу учащихся; “Памятки”, таблицы для целей, “Целевые карточки” и листы “Недописанных предложений” по числу учащихся.

– Добрый день ребята. Сегодня у нас занятие с интересным названием “Учимся преодолевать трудности”.

– Основной целью нашего занятия является научиться некоторым приемам, которые помогают построению позитивных жизненных перспектив, решению трудностей. Также я попрошу вас активно участвовать в обсуждении предлагаемых вопросов, размышлять и высказывать свое мнение.

– Внимательно послушайте одну небольшую притчу, после будут вопросы для обсуждения.

На ветке дерева висел кокон. Однажды в коконе появилась маленькая щель; случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто прекратила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все. что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

  • Как вы думаете, правильно ли поступил человек, помогая бабочке? Какой можно сделать вывод из этого? (Отметится такие мысли: “Не навреди! Не навреди ни другим, ни себе”, “Не знание, не освобождает от ответственности”),
  • Каково было бабочке, после того, когда ей помог человек выбраться из кокона? (Сначала было легко, а потом бессмысленно. В жизни очень важны усилия и старания самого человека, которые он проявляет сам).
  • Какой можно сделать вывод из этого? (Не нужно ждать, что кто-то за тебя решит твою проблему. Нужно учиться по своим возможностям быть самостоятельным, трудолюбивым и упорным).
  • Каков общий вывод можно сделать по содержанию притчи.

Вывод: Жизнь заставляет бабочку с трудом покидать оболочку, чтобы она могла расти и развиваться, быть сильной в будущем и могла порхать над землей. А без усилия и старания ничего не получается!

Работа с целевой карточкой.

Каждый заполняет “Целевую карточку”, затем озвучивается и комментируется Карточки 4-х, 5-ти (по усмотрению педагога) учащихся.

– Все встали, проведем небольшую разминку “Хлопки”. Строго следуйте моим инструкциям.

Каждый делает один хлопок, когда доходит его очередь: Начинаем хлопки с первой парты первого ряда. А теперь только девочки, начинают с последней парты третьего ряда. Мальчики с первой парты третьего ряда. А теперь все вместе – Раз!

– Сели. Видите ребята, для решения некоторых задач требуется общее усилие, понимание и слаженность всего коллектива. Об этом тоже никогда не забывайте.

– Возьмите чистый лист А4, закрыли глаза и точно следуйте моим инструкциям.

  • Согнуть лист пополам;
  • Еще раз пополам;
  • Оторвать верхний правый угол;
  • Отогнуть нижний левый угол;
  • Еще раз согнуть пополам.

– Открыли глаза, развернули листы. Посмотрите что получилось. А теперь поднимите вверх, пусть все увидят, что получилось у других. Вот видите, хотя задача была для всех одна, выполнить мои инструкции, но все решили по– разному. Также бывает со всякой проблемой, и с малой и с большой, что обязательно есть путь ее решить, иногда находишь этот путь легко и быстро, иногда долго и мучительно, но он есть. И вы должны всегда стараться найти свой путь в решении возникших трудностей.

Работа с “Памятками”.

– Возьмите цветные листки на столе, разверните, там две “Памятки” и таблица для целей.

1. В любой сложной ситуации помогают:

  • Чувство юмора;
  • Самоконтроль, целеустремленность, увлеченность;
  • Логичность, последовательность поступков;
  • Разборчивость в средствах достижении цели;
  • Уважение и интерес к людям;
  • Налаженные взаимоотношения хотя бы с одним зрелым человеком.

2. Упражнение “Пять пальцев” (делай перед сном).

  • Мизинец (М) – мысль: какие знания и опыт я сегодня приобрел.
  • Безымянный (Б) – бодрость тела: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.
  • Средний (С) – состояние духа: каким было мое настроение, от чего оно зависело.
  • Указательный (У) – уверенность: насколько уверенно я себя чувствовал в коллективе при участии в различных мероприятиях.
  • Большой (Б) – близка ли цель: что сегодня я сделал для достижении своей цели.

3. Таблица для целей.

– Надеюсь, что после занятия каждый заполнит таблицу для себя и будет работать над достижением своих целей.

– Сегодня мы о многом поговорили, я верю, что вы для себя сделали полезные выводы. Перед вами лежат листочки с “Незавершенными предложениями”, я попрошу вас завершить предложения. Можно дописать все предложения, можно и выборочно.

Незавершенные предложения (К концу занятия сдается педагогу).

Занятие: “Учимся преодолевать трудности”.

Ф.И. ______________ класс ________ дата

– Прочтите, пожалуйста, ваши предложения.

Итог: В конце мне хочется сказать, что иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть сильными в трудной ситуации, как та бабочка из Притчи.

– Всем спасибо за приятное общение. До свидания.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Источники:
Как научить ребенка преодолевать трудности
Психолог расскажет, как воспитать у детей жизнестойкость
http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-33795-kak-nauchit-rebenka-preodolevat-trudnosti/
Как преодолевать трудности
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/kak-preodolevat-trudnosti
Научись преодолевать трудности
Сэру Уинстону Черчиллю (Уиинстон Леонаард Спеенсер-Черчилль (Winston Leonard Spencer-Churchill))
http://jurnalpravil.ru/index.php/ru/zakony-pobeditelej-chitat-online/30-nauchis-preodolevat-trudnosti
Учимся преодолевать трудности
Цель: выполнять инструкции, ученики решали по-разному. ительно, но он есть. Ребята старались найти свой способ решения возникших трудностей.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/637225/

(Visited 12 times, 1 visits today)