О крещении младенцев

Просмотров: 34

БЕСЕДА О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ

11 ноября 1910 года при поселке ст. Сампур Тамбовской губ. в православном храме состоялась беседа православного миссионера о. В. П. Успенского с баптистским проповедником И. К. Савельевым. Предмет беседы о крещении. Православные должны доказать, почему они крестят младенцев, а баптисты – взрослых.

Я постараюсь описать эту беседу без всякого пристрастия в какую-либо сторону. Беседа была вызвана письмом местного священника. Но узнав, что Савельев вел беседу в Ростове с видным миссионером Боголюбовым, усомнился в своих силах и вытребовал из г. Тамбова г. Успенского.

Баптист. Я предполагал, что вы будете доказывать, на каком основании вы крестите детей, но теперь вижу, что вы отклоняете меня в сторону от назначенной для беседы темы. Заданный вами вопрос не входит в план пашей беседы, но я отвечу на него после. Прежде я желаю, чтобы вы ответили на основании св. Писания, почему вы крестите малюток, а я в свою очередь скажу, почему мы крестим взрослых по вере.

Миссионер. Я и говорю о крещении младенцев, меня мой собеседник не хочет понять. Ведь ясно Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Без св. крещения спасение невозможно как взрослого, так и младенца. Христос в беседе с Никодимом, сказал: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», т. е. кто при рождении не окрестится в воде, получить Царствие Божие не может. Приведенных стихов, считаю достаточно пока для меня. Я спрашиваю моего собеседника, может ли некрещеный получить Царствие Божие? Прошу ответить мне из Нового Завета.

На мне лежит обязанность доказать, почему мы, баптисты, крестим взрослых по вере. Христос посылает проповедовать апостолов по всему миру, дает повеление: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Вперед вера, потом крещение. Практика апостолов вполне подтверждает такой взгляд на крещение. В Евангелии читаем: «Иисус с учениками жил в земле Иудейской и крестил. и все идут к Нему» (Иоан. 3, 22-21). Евангелист не сказал, что шли и несли детей, а только шли – идти могут только взрослые. Потом в день пятидесятницы ап. Петр проповедовал народу о Христе, Его Смерти и воскресении. «Слышав это, они умилились сердцем и покаялись, потом крестились до трех тысяч» (Деян. 2, 27, 28). Умилиться и покаяться свойственно только взрослым, но не младенцам. Во всем св. Писании мы видим один порядок крещения уверовавших и покаявшихся, а о крещении младенцев нет ни слова.

Прощение грехов до крещения, хотя не входит в план нашей беседы, но я отвечу. Вот факты: разбойник, Закхей, расслабленный и еще очень многие, но чтобы не остаться голословным я прочту из Писания. Приходит в дом Симона женщина-грешница. плачет. Христос говорит ей: прощаются тебе грехи. вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лук. 7, 37-50). Грешница в это время крещена не была, а Христос простил ей грехи по вере, вера и спасла, а не крещение. Чтобы не уходить от назначенной для беседы темы, я прошу миссионера доказать фактами возможность крещения детей. Если это будет доказано, тогда и мы соглашаемся с вами.

Баптист. Доказывать о Новом Завете, когда он начался, я не стану, не потому что не знаю, что ответить, но потому, что посторонние предметы отвлекут нас в сторону от предмета беседы и мы напрасно проведем время. Служители ждут ваших доказательств о крещении младенцев, а вы еще не сказали ни слова, да и вряд ли скажете. Если вас не удовлетворяют евангельские доказательства о прощении грехов до крещения, я приведу тексты из более поздних событий. Апост. Петр говорит Корнилию: «Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10, 43) и когда Петр продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех (ст. 44). Из этих слов видно, что Корнилий прощение грехов получил через веру, именем Христа, до крещения, в знак, что ему прощены грехи по вере до крещения, на них сошел Святой Дух. После смерти Господа прощение грехов человечества совершилось кровью и ранами нашего Господа, но не водным крещением, что я могу подтвердить словами апостолов. Иоанн говорит: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1, 7). Петр говорит: «Он грехи наши вознес телом Своим на древо. ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2, 24). Кровь и раны очищают и исцеляют нас, но не крещение. По этому «повинен будет тот, – говорит апост. Павел, – кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен и Духа благодати оскорблять» (Евр. 10, 29). Согласно приведенных текстов ап. Павел перечисляет целый ряд грехов и пороков, которые исключают из царствия Божия, прибавляет: «и такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). Из приведенных стихов видно, что спасение наше совершено Христом, Кого святой кровью мы можем получить это спасение, через веру, но не крещение. Этого слова в св. Писании нет. «Ибо мы признаем, – говорит ап. Павел, – что человек оправдывается верою". (Рим. 3, 28). Такое понятие ап. Павла, такое понятие и наше, что человек оправдывается не крещением, а только верою. Поэтому крещение детей у вас основано не на слове Божием, а по своим человеческим вымыслам, вы детей считаете грешными, а Евангелие – наоборот. Мы знаем, когда приносили ко Христу не крещенных детей, Он не сказал, что их нужно крестить, так как они нечисты, а благословил, и сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне: Ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14) т. е. всех в таком возрасте. Это я не свои слова говорю, но Господа, поэтому критикуйте их как хотите, я здесь не причем. А если вы крестите по слову Господа корейцев, мы и этому радуемся и желаем, чтобы вы поступали и со своими так же. Но я еще не получил ответ, на каком основании вы крестите детей? Этого ответа не только я жду, но все собравшиеся здесь. Если вы прямо не будете отвечать на этот вопрос, я беседовать с вами больше не стану.

Миссионер. Православные! Меня вовсе не хочет понять мой собеседник, я и говорю о крещении младенцев, ап. Петр говорит: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21). Петр говорит, что водное крещение спасет, а собеседник твердит- нет. Кому из них нам верить? Потом в Деян. ап. сказано: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2, 38), а собеседник говорит, что крещение не прощает грехи. Учение баптистов даже противно св. Писанию. Пусть мне мой собеседник докажет, что в церкви Божией могут быть не крещенные. А ведь церковь не только состоит из взрослых, но в ней есть и дети.

Настоятельные слова брата Савельева привели миссионера в замешательство. Он растерялся, смутился и не знал что ответить, закашлял и пошел в другое помещение. Священник Сампурского поселка кинулся шептать миссионеру на ухо, но советы по всей вероятности мало подходили к плану беседы. Неудача в беседе сделала их нервными; я хотел было сказать слово, но священник крикнул стражнику, чтобы меня вывели, я и умолк. Потом, собравшись с силами, миссионер обратился к народу и стал повторять старое, боясь переходить к новым доказательствам. Беседа на православных произвела подавленное впечатление. Более сведущие в Писании стали перешептываться, что миссионер не мог доказать, где повелено крестить детей. Общее мнение было не в пользу миссионера, некоторые заметили, что миссионер ошибается, говоря, что некрещенные дети – погибшие. Разве дети виноваты, что их родители не крестили, вина не их, им отвечать за родителей не придется. Да если хорошенько разобраться, кто дает душу младенцам? Бог! А разве у Бога бывает, что нечистое? А чистое нечего и крестить, потому и Христос сказал: «Таковых есть Царство Небесное", а нам их выталкивать из Царствия не нужно, потому что они достойны его. Дети не могут грешить, душа у них святая, они кротки, смирны, их обидишь, они не помнят зла и никаких беззаконий не делают. Если мы не будем как дети, простые, кротки и незлобивые, то и мы не войдем в Царство Небесное, что и сам Христос сказал.

(Из журнала «Баптист», № 1, 1911 г.)

О крещении детей и катехизации

– Как поступить, если дети-сироты просят их покрестить, но при этом по-детски все воспринимают и не осознают ответственности. Мы покрестили несколько детей так, но в итоге через некоторое время они остыли и теперь даже не хотят ходить на службу. Спаси Господь.

– Это проблема, перед которой мы постоянно становимся. Звонят: «Вот мальчик наш, он даже службу уже хорошо знал. Мы его причащали каждый воскресный день и в праздники причащали. Пошел в школу. Теперь и в храм не хочет ходить». Все из-за чего? Перевернули мы все. Вместо того, чтобы ходить на ногах — голова вверху, мы сделали точно наоборот. Сначала крестим, потом говорим: «Ах!». Я не знаю, как в данном случае. Действительно вопрос сложный, когда дети просят. Если есть возможность сказать: «Еще рано, подожди, ты же еще не знаешь, что такое христианство. Тебе надо узнать. Подожди немножко. Ты узнаешь и если сам пожелаешь тогда, когда узнаешь — то, пожалуйста, приди и крестись».

У меня был случай: родственница одна моя, у нее внучка, а сын ее слушал мои проповеди, это ужасно, конечно, где Осипов говорит, что детей крестить надо все же воздержаться, ну в общем ереси всякие. Но он слушал это. И не крестит, и не крестит. Пять лет уже. Она, эта бабушка, говорит: «Я больше не могу уже». Я сказал: «Ладно, как хотите». Крестили. Приезжают. Сияющая, фотографии показывает и потом говорит: «Ты прав. Она еще ничего не понимает. Мы рано крестили». Я говорю: «Наконец-то у тебя хоть глаза открылись».

– Где тот возраст и тот момент, когда ребенок осознает, что ему надо креститься?

– На счет этого мне трудно сказать. Но я думаю, что это, наверное, переходный возраст, 13-15 лет. Где-то вот здесь. Но уж, конечно, не пятилетние.

Алексей Ильич Осипов

Профессор Московской Духовной Академии

Нравится:

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Мы в контакте

  • 28 декабря 2017 г. СОЮЗ ОНЛАЙН

Союз онлайн: Добрая книга

А.И. Осипов. Любовь к врагам: противление злу силой. Часть 2

Беседы о русской истории. К 100-летию Октябрьской революции. Выпуск от 28 декабря

Актуальный комментарий. Зависимость от покупок

Читаем Псалтирь. Псалом 63

Как быть, если в школе учат противоположному вере?

— – Чуть ранее Вы говорили о том, что каждый предмет можно преподавать по-разному и рассказывать о Боге не только по предмету «Закон Божий», но и .

Как вести себя верующему в светской школе?

— – Поскольку православных школ, гимназий у нас в России не так уж и много, так или иначе многим православным детям приходится учиться и в обычной .

Как научить ребенка использовать современную технику во благо?

— – Наверное, отдельная тема, такой бич современности – увлеченность техникой, которую иногда называют техноманией. С одной стороны, возможность использовать Интернет, смартфоны дает некую пользу в .

Как научить ребенка бороться с ленью в отношении школы?

— – Батюшка, как научить ребенка бороться с ленью в отношении школы? Имеет ли место физическое воспитание? Много советчиков по этому поводу. – Невольник не богомольник. .

Телеканал
Газета
Типография

© 1999-2017 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)

могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам

при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).

Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Источники:
БЕСЕДА О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ
БЕСЕДА О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ 11 ноября 1910 года при поселке ст. Сампур Тамбовской губ. в православном храме состоялась беседа православного миссионера о. В. П. Успенского с баптистским
http://www.rusbaptist.stunda.org/besedaokresmlad.htm
О крещении детей и катехизации
О крещении детей и катехизации – Как поступить, если дети-сироты просят их покрестить, но при этом по-детски все воспринимают и не осознают ответственности. Мы покрестили несколько детей так, но
http://tv-soyuz.ru/qna/o-kreschenii-detey-i-katehizatsii

(Visited 8 times, 1 visits today)