Как повысить грамотность по русскому языку у ребенка

Просмотров: 63

Как повысить грамотность по русскому языку: упражнения, диктанты, тесты

Обучение чтению и письму – базовый навык, которым, к сожалению, владеют не все люди. Азы закладываются в раннем возрасте и отражаются во взрослой жизни. Дети, пропустившие материал, сталкиваются со значительными трудностями в учебе, поскольку в будущем тексты становятся длиннее и сложнее. Как повысить грамотность по русскому языку, выявить нарушения и развить в ребенке интерес к обучению? Предлагаем ряд рекомендаций по решению проблемы.

В каком возрасте обращать внимание на ошибки?

Счастливый момент в жизни родителей наступает, когда дети произносят первое слово. Тогда и начинается процесс обучения языку. Правда, некоторые взрослые забывают об индивидуальных возрастных особенностях учеников и стараются подготовить их к школе по максимуму, заранее научив читать, писать и считать. Данный метод некорректен, поскольку перечеркиваются элементарные педагогические правила.

Исследователи выяснили, что формирование процесса правописания завершается после 4 класса. Следовательно, интенсивные уроки грамотности по русскому языку должны проходить до завершения начальной школы.

Закладывание крепкой базы в образовании позволяет легко справляться с заданиями и не допускать ошибок. Равнодушное отношение или, напротив, тоталитарный контроль родителей в обучении негативно отражаются на желании ребенка развиваться, ставя преграду перед их совершенствованием.

Причины неграмотности: мировой контекст

Развитые зарубежные страны, где люди регулярно посещают школу, мотивированные будущей возможностью работы с хорошим доходом, имеют и свои недостатки. Первым частым препятствием для развития грамотности является бедность. Семьи с минимальным заработком вынуждены выбирать между потребностью в еде, кровом и школой для ребенка. Второй масштабной проблемой выступает недостаточный уровень поддержки от родственников.

Например, дети, принимающие участие в развивающих играх и активно проявляющие себя на занятиях, лучше подготовлены к чтению и письму. Причиной служит постоянное взаимодействие с внушительным объемом слов: устно или через тетрадь.

Существует череда факторов, отрицательно сказывающихся в будущем на повышении грамотности по русскому языку взрослого, ставя ее в критическое положение:

  1. Недостаточная информированность. Исчезнувший интерес к обучению вызван неосведомленностью о важности посещения занятий.
  2. Нехватка доступных учебных заведений. Проживающие в отдаленных районах сталкиваются с переполненными учреждениями или их отсутствием.
  3. Врожденное нарушение письменной и устной речи. Заболевания связаны с ЦНР, иногда сопровождаясь проблемами с моторно-двигательными функциями.
  4. Неграмотность среди родителей. Необразованные люди часто не уделяют внимания образованию, даже когда у них появляются дети, считая его чистой формальностью.
  5. Социальные барьеры. Некоторые страны все еще действуют по кастовой системе, ставившей запрет на женское обучение.

Нарушение письма: дислексия и дисграфия

Распространенной формой трудностей в учебе является специфическая проблема с восприятием, характерная для младших классов и учеников с ведущей левой рукой. Откорректировать осложнение в детстве достаточно легко с помощью опытного логопеда, поскольку в первую очередь оно связано с особенностями психики.

Дисграфией называется частичное нарушение письма. Например, нередко школьники путаются и пишут буквы в зеркальном отражении. Проблема возникает вследствие искаженного слухоречевого восприятия устных предложений.

Дислексия выявляется во время чтения, где ребенок нарушает последовательность букв. Устойчивые, повторяющиеся ошибки не позволяют ученикам хорошо написать тест на грамотность по русскому языку, потому и требуется работа со специалистом. Необходимо использовать индивидуальный подход к профилактике.

Восприятие и предоставление информации

Человек по-своему интерпретирует данные, полученные из внешней среды, опираясь на органы чувств. Одни быстрее осваиваются с помощью звуков, другие предпочитают изучать предметы глазами. Первым шагом к тому, как повысить грамотность ребенка по русскому языку, станет распознавание особенностей мышления и поиск наиболее эффективного подхода:

  • Слуховое восприятие. Информация усваивается на основе звуковых частотных волн, передаваемых по воздуху. Дети проявляют способности на аудировании, устных ответах, пересказах.
  • Зрительное восприятие. Интерпретация и анализ материала через глаза. Ученики быстро осваивают письмо, копируют линии и воспроизводят увиденное на доске.

Акцентуация внимания на разницу процессов при подаче материала ускорит путь к желаемому результату.

Техника улучшения орфографии

Действенным инструментом для преподавания правописания станет диктант на грамотность по русскому языку. Проговаривая фразы в медленном и отчетливом темпе, ребенок сосредоточит все органы чувств на голосе, поскольку процесс не включает придумывания сочинения. Придерживайтесь советов во время чтения текста или воспользуйтесь специальным видео:

  • Предупредите ребенка, что будете диктовать предложения только один раз.
  • Если в тексте присутствует вопросительный или восклицательный знак, выделите их интонацией.
  • Увеличивайте скорость чтения, когда ошибок в тетради станет меньше.

Регулярные занятия с диктантами помогут в следующем:

  • Практика новых изученных слов в контексте.
  • Проверка владения шаблоном и правилами.
  • Выявление частых ошибок.
  • Применение старых слов значимым способом.

Проверка вслух

Данный метод помогает детям развить богатый словарный запас, научиться обрабатывать концепции и развить формальное общение. Если прочитать написанный текст для проверки грамотности по русскому языку вслух, то ребенок самостоятельно может выделить допущенную ошибку по звучанию.

Страница не обязательно должна содержать диктант, а может являться книгой в литературном жанре. Чтение вслух формирует в детях позитивный образ для подражания, богатый словарный запас, хорошую грамматику, расширяет интересы и стимулирует воображение.

Любовь к школе

Главная ошибка в отношении ребенка, совершенная родителями и учителями, состоит в ограничении обучения исключительно в классе. Несомненно, школа занимает внушительное количество времени, но если взрослые хотят повысить мотивацию школьника и узнать, как повысить грамотность по русскому языку, то интеллектуальный, социальный и академический рост должен выходить за пределы помещения.

Создайте открытую атмосферу для диалога, где будут высказаны все опасения и антипатии. Дети чувствуют уверенность в себе, когда открыто выражают мнение о своем образовательном опыте без стороннего осуждения и игнорирования:

  • Поощряйте искреннее общение.
  • Сфокусируйтесь на интересах ребенка.
  • Введите игровое обучение.
  • Выделите время, чтобы сосредоточиться на том, что он изучает.
  • Помогите организовать день.
  • Хвалите и празднуйте достижения.

Закрепление правил

Эффективная методика усвоения пройденного материала – подбор упражнений для грамотности по русскому языку. Например, если ребенок совершает ошибки в безударных гласных в корне, следует собрать комплекс заданий или придумать их самостоятельно. Рекомендуется использовать задания с ошибками, где ученик должен отыскать правильный вариант из предоставленных.

Чередование гласных и согласных в корне – вторая распространенная ошибка, встречаемая у школьников. Проработать основные проблемы можно с помощью примеров в видео.

Ребенок не понимает функции твердого и мягкого знака? Правил по этому поводу нет. Потому обратимся к подробному заданию на мягкость согласных. Для начала важно мысленно проставить буквы и вдумчиво переписать предложения, проговаривая по слогам, поскольку так они лучше запомнятся. Переведите действия в привычку, чтобы в будущем она помогла хорошо написать тест на грамотность по русскому языку.

Самостоятельное выполнение

Если во время диктантов дети сосредоточены на звуке вашего голоса, то при выполнении тестирования полагаются исключительно на свои силы. Преподаватели в школах чередуют данные методики между собой, чтобы в дальнейшем формировать задания на повышение грамотности по русскому языку и строить на них уроки.

Регулярное повторение, закрепление ошибок и их проработка важны для полного избавления от них. Родителям следует проявить терпение, объясняя правила, даже если они делали это не так давно. Если вы не нашли подходящего теста, то ниже приведен один из них на разные правила:

Пути развития правописания вне школы

Совершенствование навыков грамматики поддерживаются различными методами – от практических занятий и до интерактивных компьютерных игр. Преимущественной задачей является заинтересованность ребенка в процессе выполнения заданий, без лишних беспокойств. Ниже предоставлен перечень способов, как повысить грамотность по русскому языку:

  1. Предоставьте выбор. Снижение уровня контроля и единственного значимого выбора способа обучения, исходящего от строгого родителя, негативно скажется на мотивации и отгородит от тяги к развитию. Разрешите детям самостоятельно выбирать внеклассные занятия, обсуждайте их и прислушивайтесь к мнению школьника.
  2. Поощряйте ребенка за написание любого текста. Часто при взгляде на учебник с длинными предложениями школьники ищут оправдания, чтобы взяться за другую работу. Поддержите их, даже если они решили написать список покупок или поздравительную открытку друзьям.
  3. Введите систему вознаграждений. Создайте специальную доску для поощрений или купите стикеры. Когда дети справляются с ошибками или хорошо выполняют тест, приклейте яркую бумажку с надписью «Лучший писатель», чтобы оказать моральную поддержку и вдохновить.
  4. Заведите личный или творческий дневник. Писать под диктовку не так приятно, как использовать технику свободного письма. Дети чувствуют личное пространство для самовыражения, поскольку их работа не оценивается.
  5. Друг по переписке. Волнение от сообщений или писем поможет ребенку задуматься о собственных навыках письма, чтобы не продемонстрировать себя в невыгодном свете, и побудит к работе над ошибками.

Последний этап: закрепление временем

Ценность образования нельзя недооценивать. Некоторым нравится думать о нем, как о процессе приобретения способностей и опыта, важных для будущей работы. Процесс обучения строится не исключительно на учебе, поскольку поход в школу также играет немаловажную роль в психическом и социальном развитии человека.

Как повысить грамотность по русскому языку у ребенка
[link]fb.ru[/link]

Как помочь ребенку стать УСПЕШНЫМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Однажды я разговаривала с мамой одного из наших выпускников. Она сказала: «Да, конечно, читать про себя он стал быстрее. Но вслух продолжает читать также плохо, как и до тренинга». Я удивилась, – «почему для парня 13 лет – так актуально чтение вслух?». И тут выяснилось, что у него проблемы с русским языком, и мама просит его читать вслух, чтобы пополнить словарный запас и получить навык правильного русского языка.
Дальше все пошло, как снежный ком: я узнала, что у многих наших учеников есть проблемы по русскому языку. Более того, к нам едет мама с сыном из другого города, чтобы пройти наш тренинг в ежедневном режиме. Потому что у мальчика – «тройка» по русскому языку, и, пока он не потерял интерес к учебе, мама решила ему помочь.

Действительно, в школу скорочтения родители приводят детей, которые плохо или мало или невнимательно читают. Взрослые думают, что когда дети начнут читать, у них увеличится словарный запас, это позволит ребенку лучше учиться по русскому языку.
Так ли это?

Представьте, что вы собираете пазлы, и у вас нет общей картинки.
Сможете ли вы собрать их в единую систему правильно?
Думаю, что сможете.
Только времени это займет очень много. И труда потребует колоссального.
Потому что, скорее всего, придется много раз переделывать какие-то фрагменты, прежде чем они сложатся в правильном порядке.

Вот и дети, когда изучают русский язык, работают по той же схеме.
Словарный запас, это те же пазлы.
У них есть пазлы (слова)/
У них есть схема небольших фрагментов (правила, которые они последовательно проходят на каждом уроке)/
Но нет общей картины, общей структуры правил, которые они должны использовать, чтобы правильно писать, правильно излагать свои мысли.

Разберем на составляющие, что должен знать и уметь использовать ребенок, когда он пишет.

Неважно, что пишет – диктант, изложение или сочинение, назовем это все одним словом – «произведение».

Во-первых, ребенок действительно должен знать слова, которые служат «кирпичиками» его произведения. Иметь так называемый «словарный запас».
«Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…»

Во-вторых, ребенок должен понимать, что слова состоят из звуков, букв, слогов. Он должен уметь правильно ставить ударения и использовать правильные интонации.
Еще ребенок должен знать, что само слово, как основная единица языка имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Это означает, что оно может, например, быть использовано как в прямом, так и в переносном смысле…

В-третьих, ребенок должен знать правила образования и написания самого слова – правила ОРФОГРАФИИ (правила написания) и МОРФЕМИКИ (правила составления слова), чтобы правильно использовать слова в разных вариациях в своем произведении и писать слова без ошибок.

В-четвертых, ребенок должен понимать, что есть разные варианты одного и того же слова, так называемые ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ (синонимы, омонимы,…). Он должен уметь всем этим пользоваться, чтобы более точно передать свою мысль, и сделать свое произведение понятным и интересным.

В-пятых, ребенок должен знать, что такое части речи, понимать, принципы объединения в части речи. Т.е. знать правила МОРФОЛОГИИ, чтобы строить правильные предложения, в которых слова согласованны между собой.

В-шестых, ребенок должен понимать правила построения СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ (словосочетаний и предложений). Предложения бывают простые, сложные, сложноподчиненные, предложения могут передавать чужую речь. Каждый тип предложения должен быть написан в соответствии с правилами СИНТАКСИСА.

В-седьмых, ребенок должен уметь правильно расставлять знаки препинания в своем произведении. Знать правила ПУНКТУАЦИИ.

Помните фразу «казнить нельзя помиловать»?
Как всего только один знак пунктуации меняет результат происходящего!

В-восьмых, ребенок должен понимать, что существуют разные формы языка, например ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ, ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и уметь использовать именно тот словарный запас, который соответствует стилю, в котором он создает свое произведение.

Например, литературный язык содержит стили:

  • Официальный деловой
  • Публицистический
  • Научный
  • Разговорная речь

Нелитературные формы содержат стили:

  • Просторечье
  • Нецензурные слова и выражения
  • Территориальные диалекты
  • Социальные диалекты

Да, конечно, есть дети, которые умеют «впитывать» русский язык и их мозг правильно «укладывает» эту информацию в памяти. Эти дети правильно пишут, красиво и понятно излагают свои мысли, не прилагая особого труда. Они это умеют делать на уровне подсознания.

Но есть много ребят, у которых «каша» в голове из тех правил, которые они изучили, и они никак не могут понять, как же все это использовать на практике, чтобы получать хорошие оценки по русскому языку.

Как можно помочь этим детям?

Самый очевидный ответ – обратиться к репетитору.

Проблема в том, что не каждый репетитор умеет структурировать информацию и донести эту структуру до ребенка.
Чаще всего они просто чуть подробнее разбирают материал, который дети проходят в школе и помогают делать домашние задания.
В этой статье не буду разбирать, – какой вред наносят ребенку такие репетиторы.
В планах написать отдельную статью на тему «Как не «сливать» деньги на репетиров»
Суть в том, что такие репетиторы, которые смогут помочь ребенку выделить базовую систему знаний по предмету, научиться самостоятельно пополнять эту систему знаний и проверять себя – есть.
Но это очень дорогие специалисты и, самое главное, к ним очень сложно попасть.

Есть еще одно решение – научить ребенка выделять базовую систему знаний и постепенно заполнять ее необходимой информацией самостоятельно.

Наши тренинги направлены на то, чтобы научить ребенка работать с информацией без репетиторов.
На тренинге по развитию памяти, кроме разных техник запоминания, мы учим детей строить базовую систему знаний по любому предмету.

Если у детей, которые проходят тренинг, есть проблемы по русскому языку, мы проводим практические упражнения и выстраиваем базовую систему знаний, именно на примере русского языка.

В результате дети имеют четкое понимание, как взаимосвязаны между собой различные правила русского языка.
Они запоминают большое количество новых слов и слов-исключений из правил.

И самое главное, в голове ребенка вместо «каши» формируется четкая структура.
Эта структура поможет лучше усваивать новый материал, который он будет проходить в школе.

Для того, чтобы попасть на тренинг, необходимо записаться на собеседование по телефону +7(347)266-87-83
Или сделать заявку на нашем сайте ufa.turboread.ru/lp
Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте – vk.com/ufa_turboread

Наши тренинги формируют у детей НАВЫКИ, которые останутся с ними на всю жизнь!

Как повысить грамотность по русскому языку у ребенка
[link]www.ufamama.ru[/link]

Приёмы повышения грамотности обучающихся на уроках русского языка в свете ФГОС

«Приёмы повышения грамотности обучающихся на уроках русского языка в свете новых стандартов»

Педагогов всегда интересовал вопрос, что делать учителю, чтобы повысить грамотность учащихся на уроках русского языка. Ребят необходимо, конечно, заинтересовать. А как это сделать?

Одним из ведущих современных подходов к обучению является гуманитаризация и гуманизация образовательного процесса. Ф.М. Буслаев считал, что учить русскому языку – «значит развивать духовные способности учащегося». На уроках русского языка мы должны воспитывать языковую личность с ценностным взглядом на язык.

Урок ценен тем, что он – синтез обучения и воспитания. Разумеется, при обучении русскому языку руководством для учителя являются программа и учебник, зато решение воспитательных задач открывает необозримое поле деятельности для творчески работающего учителя. Характер этой работы может меняться в зависимости от состава учащихся в классе, возраста учеников, их индивидуальных особенностей.

Именно воспитательные задачи дают возможность учителю отобрать для каждого урока такой дидактический материал, содержание которого поможет ему в формировании у школьников высоких нравственных качеств, вызовет интерес к изучению русского языка.

Важно внедрять в преподавание русского языка проблемных ситуаций на всех этапах обучения: от первых уроков в 5 классе до итогового обзора и завершения курса средней школы, а также на всех этапах урока: от актуализации прежних знаний до формирования умений и навыков. Учитель ставит перед учениками проблему и в совместной работе с ним дети приходят с собственными формулировками, которые обнаруживают особенности критического мышления.

Организация такой деятельности в целостном педагогическом процессе основывается на следующих принципах:

субъективный подход, который реализуется через создание ситуаций, в которых каждый участник самостоятельно ставит цели, осуществляет деятельность, анализирует и оценивает её результаты;

личностно-рефлексивный подход, который реализуется через выбор заданий, способствующих оптимальному развитию каждого ученика;

принцип импровизации, который реализуется через включение в деятельность этапов «свободного поиска вариантов».

Грамотности можно научить всех учащихся на уроках русского языка, если помнить следующее:

правила не приводят к грамотности, если они не востребованы. Нужно учить детей запоминать не правила, а ситуации написания морфемы, слова, словосочетания, предложения, нужно создать возможность писать интуитивно;

если будет исключение ошибок, вызванных неверными аналогиями. Почему многие пишут «аппеляция»? Потому что в подсознании «аппетит», «аппарат». Происходит прочное закрепление первого сигнала, перенесение его на аналогичные и рождение в результате ошибочного тождества»;

минимизация словесного материала правила. Использование зрительно-опорных графических схем, которые визуальный объём информации сокращают в несколько раз. Зрительная память ребёнка более цепкая, чем словесно-логическая.

При изучении орфографии учитель и ученики сталкиваются с трудностями в самой системе русского правописания, с дефицитом времени для тренировочных упражнений, которые бы обеспечивали и усвоение правил, и прочные орфографические навыки. Существует проблема учебных возможностей учащихся (дети с нарушением фонематики, дисграфики).

Для формирования грамотности необходимо формировать интуицию, т.к. абсолютная грамотность – это работа интуиции. А для того, чтобы интуиция работала, надо сталкивать случаи разного написания в рамках единой графической схемы (прекрасный – привлечь, прикрыть – преклонить), работать с текстом, где требуется объяснить все орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях.

Чтобы привить грамотность, нужно моделировать диалогическое взаимодействие (ситуации выбора, проблемные вопросы); формировать умения видеть смысловые различия слов; формировать внутреннюю мотивацию учащихся в овладении орфографической культурой.

Таким образом, необходимо формировать и развивать компетенции учащихся:

умения наблюдать и анализировать;

истолковывать увиденное в форме суждения;

умения самостоятельно выделять общие признаки для ряда предметов, классифицировать в группы по одному или нескольким признакам;

классифицировать предстоящие мыслительные операции и выражать в слове ход выполняемых действий.

Чтобы привить грамотность, нужно научить видеть слово на разных этапах его становления. Особо необходимо остановиться на исключениях. Как правило, это исторически объяснимые словоформы.

Ученик становится грамотным только в результате многократных упражнений в письме и систематического повторения теоретических сведений. Этому способствуют разнообразные формы работы на уроке: орфографические зарядки, дуэли, словарные диктанты по блочным темам, диктанты, составленные учащимися и т.д. Большое внимание надо уделять работе над ошибками во всех видах работы: домашних, классных, контрольных, творческих.

Есть много приёмов, обеспечивающих повышение грамотности учащихся на уроках русского языка.

Почти на каждом уроке нужно использовать содержательный текстовый материал, который оставляет в памяти более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нём, бывают осознаннее и стабильнее. Текст наглядно показывает взаимосвязь всех элементов грамматики. Ведь почти всё, что человек говорит или пишет, т.е. живой поток устной или письменной речи, – это текст, которым в обыденной жизни владеет каждый человек. Можно включать в уроки миниатюры из книг В. Астафьева «Затеси», В.Солоухина «Камешки на ладони», Ю.Бондарева «Мгновения» и т.д. Дети пишут под диктовку, производят разборы, объясняют знаки препинания, но самое главное – понимают, как писатели работают над языком своих произведений, как отбирают слова, строят фразы. Учащиеся анализируют лексику, постигая при этом истинный смысл выражения муки творчества. Миниатюры побуждают к размышлениям, обмену мнениями. После чтения текста учащиеся отвечают на вопросы: «Какой смысл автор вложил в этот рассказ?», «Чему учит нас этот «камешек»?, «К чему призывает нас автор»? и т.д. Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее. Если на разных этапах урока поговорить о взволновавших детей проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений будут восприниматься детьми как что-то лично им необходимое, интересное.

Работу с миниатюрами можно предложить в качестве домашних заданий.

Очень важна работа над ошибками. Её желательно проводить почти на каждом уроке русского языка. Одно из условий успешной работы над ошибками – качественный дидактический материал. Он может включать и слова, и словосочетания, и предложения, и связные тексты. Такой материал лучше отбирать из письменных работ учащихся (слова, в которых ученики допускают ошибки), из соответствующих сборников, из произведений художественной литературы, из газет, журналов.

Проводя работу над ошибками, необходимо придерживаться целесообразной последовательности упражнений:

– упражнения, в ходе которых учащиеся опознают орфограммы;

– упражнения, в процессе которых учащиеся опознают орфограммы;

– упражнения в дописывании слов, вставке букв и т.д.

– подбор и запись учащимися своих примеров;

– упражнения творческого характера.

Метод вставки пропущенных букв целесообразно проводить тогда, когда учащиеся уже научились распознавать слова со смешиваемыми написаниями и объяснять эти написания.

Затем учащиеся подбирают и записывают собственные примеры. Разновидностью этого упражнения является выписывание нужных слов из орфографического словаря. Так, учащимся предлагается выписать из словаря 10 слов на определённую орфограмму. Затем им предлагается составить и записать предложения с данными словами.

Орфографическая грамотность человека непосредственно связана с его словарным запасом. Отсюда следует необходимость проводить словарную работу не только на уроках русского языка. Известно, что в тексте любого литературного произведения встречаются слова, значения которых учащиеся не понимают. Кроме работы со словарями, в процессе работы над текстом учащиеся составляют словарики-таблицы, составляют собственные словарики, что не только способствует обогащению их лексического запаса, но и развивает «чувство языка», необходимого для овладения речью.

Значительно повысить уровень грамотности учащихся помогают алгоритмы. Алгоритм на уроке русского языка – это способ действия, развёрнутое предписание, схема, указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило. Алгоритмы на уроках следует вводить после знакомства с правилом.

После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий.

В работе по формированию орфографической зоркости у учащихся эффективными являются также следующие орфографические упражнения:

– списывание правильного текста;

– письмо заученного наизусть текста;

– объяснительный и предупредительный диктанты;

– творческий, свободный диктанты;

– карточки с индивидуальными заданиями;

– работа со словарями;

Рассмотрим некоторые виды творческих упражнений при обучении орфографии:

Диктанты творческого характера: зрительный, предупредительный, диктант по памяти, творческий, свободный, восстановительный, диктант по аналогии, диктант с одновременным языковым и информационно-смысловым анализом текста.

Перед проведением традиционного зрительного диктанта ученики в течение ограниченного учителем времени (7 – 10 минут) знакомятся с текстом диктанта, читают его про себя, анализируют трудные написания или пытаются запомнить графический облик слова. Затем учитель диктует текст, ученики сами сверяют запись текста с оригиналом. Важно, чтобы учащиеся умели видеть собственные ошибки и реально оценивали уровень своей фактической грамотности.

Суть нетрадиционного зрительного диктанта заключается в том, что учащиеся в течение 3-5 минут прочитывают данные для диктанта текст, затем закрывают текст диктанта листом бумаги и записывают запомнившиеся им ключевые слова, потом открывают лист бумаги и сверяют орфографию этих слов. Затем учащиеся анализируют ключевые слова, объясняют учителю и всему классу, почему именно эти слова им запомнились. Учащиеся вновь просматривают текст диктанта в течение трёх минут. Далее текст диктанта изымается и записывается под диктовку учителя.

С помощью зрительного диктанта активизируется зрительная память учащихся.

Перед написанием предупредительного диктанта ученики изучают его текст дома, анализируют орфографию, пунктуацию.

Эффективным также является творческий диктант. Основные его виды:

составление текстов по отдельным словам (или словосочетаниям), которые диктует учитель: «Запишите под диктовку словосочетания и составьте с опорой на них небольшой рассказ» и т.п.;

запись под диктовку предложений с заменой определённых языковых конструкций (например, заменить однородные прилагательные в предложении одним сложным прилагательным) и т.п.

Свободный диктант – вид творческого упражнения, совмещающий вольный пересказ исходного текста с решением орфографических задач. Свободный диктант совмещает в себе достоинства диктанта и изложения. Подобный диктант развивает память учеников, способствует формированию умения слушать тексты разного стиля и типа речи. Он также служит образцом для подражания: ученик создаёт собственное высказывание по образцовому оригиналу. Обучающая сила свободного диктанта возрастает, когда он сопровождается заданиями, связанными с анализом содержания текста, например, учитель просит составить план текста диктанта и записать ключевые слова для каждого пункта плана; озаглавить текст, основываясь на его теме и т.д. Таким образом, при написании свободного диктанта правописная работа органически сочетается с речевой.

Восстановительный диктант ещё больше приближает ученика к формированию навыков письменного пересказа услышанного текста. Прослушав весь текст, ученики записывают под диктовку его начало, затем восстанавливают по памяти продолжение исходного текста, пытаясь создать на его основе письменное связное высказывание.

Диктант по аналогии сочетает в себе достоинства диктанта и сочинения. Ученики вначале слушают один текст, а затем записывают самостоятельно составленный другой текст, но сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре. Например, если исходный текст является описанием чего-либо, то ученики по аналогии создают свой текст-описание и т.п.

В процессе обучения огромное значение имеет активизация процессов мышления. Дети с большим желанием выполняют нестандартные задания. А если этот процесс сопровождается ещё и положительными эмоциями, то приобретаемые знания отличаются прочностью и глубиной. Таким образом, научить учащихся грамотности на уроках русского языка можно, если подходить к этому творчески, использовать различные методы в обучении, вызывать стойкий интерес у учащихся к русскому языку.

[link]infourok.ru[/link]

Проблемы с русским языком у школьников — как может помочь нейропсихология

27.09.2017 | Марина Сорокина 54 комментария Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью. Вы узнаете пять упражнений, которые способствуют активизации всех психических функций ребенка, и в итоге — улучшению его успеваемости в школе и грамотному письму.

Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью.

Мне бы хотелось вселить надежду в души родителей, чьи дети никогда не приносили домой за диктанты ни пятёрок, ни четвёрок, а у кого-то – даже и троек… Они никогда не слышали слова «Молодец!» от учителя русского языка. Кто ж из учителей похвалит, если в тетрадях – «как курица лапой»? Если ошибка на ошибке? Если правила знает, а «толку никакого»? Такого «молодца» и родители ругать устали, да и вообще все с ним выбились из сил: «три» ставят — «два» в уме…

Первый вопрос учителю и родителю: вы знаете детей, которые ХОТЯТ учиться плохо?

Нет! Таких детей нет. Значит, они все ХОТЯТ учиться хорошо.

Второй вопрос: хвалят ли в школе (да и дома) всех этих безграмотных троечников и двоечников?

Нет! Вроде как и не за что!

Третий вопрос: искали ли вы истинную причину этих бесконечных нелепых ошибок в тетрадках, при проверке которых руки опускаются и у учителя, и у родителя? Нашли ли вы её?

Нет! Иначе бы дела уже «шли в гору».

Мои убеждения

Я бы хотела поделиться с вами тремя убеждениями, появившимися у меня за годы работы с детьми.

Первое. В учёбе не бывает много похвалы. Невозможно «перебрать».

Похвала – это воздух, в котором ребенку можно лететь, улыбаться, стараться, хвастаться маме – меня похвалили! А отсутствие похвалы – это тёмная комната, в которой страшно ступить в любую сторону: везде ждешь неизвестного, но ужасного результата. Постепенно привыкаешь. И просто стоишь на месте. В этой тёмной комнате. Без улыбки и всякого желания шевелиться и двигаться.

Поэтому хвалите! Всех. Ещё до того, как отсутствие похвалы свяжет по рукам и ногам стремление ребенка стараться. До того, как он перестанет понимать, что такое – верить в успех.

Второе. Помочь можно всегда.

Я видела одну учительницу второго класса, которая во время урока подходила по очереди к каждому ученику, опускалась почти на корточки рядом с партой, чтобы быть на одном уровне с ребёнком, и шёпотом ПОМОГАЛА в их затруднениях. Каждому. Я даже не знаю, почему меня так впечатлила эта ситуация. Наверное, потому, что это большая редкость.

Так вот: чтобы ПОМОЧЬ, надо ПОМОГАТЬ.

Не требовать строгим поставленным голосом, не вызывать в школу бедных родителей, не задавать пару лишних упражнений каждый раз (потренируйся, дружок!), не обещать перевести в более слабый класс – весь этот набор хорошо отработан в большинстве школ. Учитель должен искать любые пути, чтобы помочь ребёнку и его родителям чувствовать себя счастливыми людьми, а не несчастными узниками «образовательных стандартов».

Взрослым надо понять: ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит.

Ведь никто не ругает детей за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность — похожая ситуация.

Помочь можно всем. Пишущим «страшно некрасиво», ошибающимся в каждом слове, читающим еле-еле, ничего не запоминающим и не понимающим — всем им можно помочь. Просто придумайте как — и скажите себе: «Я должна помочь!»

Теперь – третье убеждение. Мы с коллегами-филологами, работая в школе, а потом в учебном центре, видели много непростых детей. Занимаясь русским языком с ними, замечали:

Некоторым детям бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, требовать «работу над ошибками»…

Мы чувствовали: надо делать с ними что-то другое. Но знаний не было. Никто в педагогических институтах (а тем более в классических университетах) не учит особенным методам работы с детьми, которые испытывают трудности в учёбе.

Начали искать, что может помочь ребёнку выбраться из «тёмной комнаты безграмотности». Много читали, ездили по стране, изучали опыт лучших педагогов. Это было ещё в конце девяностых…

Наши поиски привели к нейропсихологии.

Многим педагогам и родителям наверняка известна эта совершенно особая отрасль психологии — наука о связи работы мозга и поведения человека.

Благодаря знакомству со специалистами-нейропсихологами мы поняли: ответ на вопрос, в чём же причина безграмотности, существует.

Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций.

А результативная учебная деятельность любого ребенка – это показатель «включённости» всех необходимых зон мозга. Именно такой подход к решению проблем школьной неуспешности используют специалисты-нейропсихологи.

Нейропсихолог может определить истинные причины школьных затруднений, расскажет родителям и педагогу, что мешает ребёнку овладеть каким-либо умением, поможет разработать упражнения, способствующие развитию и «дозреванию» соответствующих отделов мозга.

Поэтому третье убеждение — надо подключать нейропсихологию.

Соединив усилия и находки филологов и нейропсихологов, мы разработали программу, содержанием которой является не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включенность» всех психических функций ребенка.

Большую часть каждого занятия дети вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, свое тело, свою устную и письменную речь.

Именно эти виды заданий комплексно влияют на способность ребенка писать грамотно, повышают его способность к самоконтролю.

Нейропсихология позволяет сделать русский язык не просто бесконечным «писанием слов и предложений», она позволяет ребенку увлечься и не испытывать дискомфорта от неудач.

Если ребёнок не любит русский язык, плохо учится — обратите внимание на несколько очень полезных и в то же время очень простых упражнений, которые приносят пользу всем детям. Мы их выполняем на занятиях в нашем учебном центре. Также родители могут практиковать их и дома со своим ребенком.

Пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:

  1. Разминка в начале урока. Разбиваемся на пары. Один ученик пишет на спине другого указательным пальцем любую букву, крупно, второй угадывает. Поменялись: второй пишет на спине первого цифры. Упражнение помогает формировать образ буквы, развивает мускульную память, способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений.
  2. Договариваемся с детьми о кодовом слове или движении. Учитель: «Если в течение урока я скажу слово ОКАЗЫВАЕТСЯ, все должны дружно топнуть, а если я хлопну три раза — весь класс должен встать». Учитель ненавязчиво вплетает в канву урока 2-3 раза кодовый сигнал, хвалит детей за внимание. Упражнение развивает самоконтроль, внимание, умение действовать по правилам.
  3. Учим детей концентрироваться сразу «в двух направлениях»: даём задание составлять слова из букв, входящих в слово КОНТРАБАС, в это время учитель иногда делает хлопки (по 1, 2 или 3 подряд, хорошо, если учитель, пока дети работают, перемещается по классу). Дети должны составить как можно больше слов и сосчитать все хлопки, не делая вспомогательных пометок. После слова СТОП каждый ребенок пишет в тетради цифру — сколько было сделано хлопков. Называются победители, кто не ошибся в подсчете. Подводятся итоги — кто больше составил слов.
  4. Игра с мячом. Учитель бросает мяч ученику и задаёт любой вопрос, связанный с теорией языка (склонение? спряжение? падеж? часть речи? и т.п.). Задание — ответить на вопрос должен тот, кто слева от ученика, поймавшего мяч. После ответа ученик, которому бросили мяч, говорит: «ВЕРНО»/«НЕВЕРНО» — и возвращает мяч точно в руки учителю. Важно: учитель должен всё время смотреть на ученика, которому летит мяч, не подсказывать взглядом, кто должен ответить.
  5. Скороговорки. Чтобы максимально сосредоточиться на разграничении гласных и согласных, ребёнок записывает скороговорку, которую даёт учитель, особым образом: согласные пишем, вместо гласных — чёрточка. Важное условие: не допускается ни одного исправления и ни одной помарки. Можно ввести правило: помарка — пишешь снова.

Все эти упражнения очень нравятся детям и очень полезны.

Подводя итог

Что должен понять учитель? Невозможно воспитывать и обучать новое поколение, не применяя достижения нейропсихологии.

Что должен понять родитель? Любой ребенок хочет учиться хорошо. Хочет, чтоб его хвалили. Хочет иметь красивые тетрадки с пятёрками и четвёрками. Надо поверить, что это возможно. Надо помочь, поддержать, предпринять все возможное.

В нужное время, пока мозг ребёнка пластичен, примерно до 10-11 лет, нужно обратиться к нужному специалисту и применить правильные методы, сделать верные шаги.

Об авторе: Марина Сорокина

Как повысить грамотность по русскому языку у ребенка
[link]bestbabyclub.ru[/link]

(Visited 22 times, 1 visits today)