Цыганская жизнь

Забудь о джинсах и браке по любви: 10 правил жизни девушек в цыганском таборе

После свадьбы только юбка

Девочки и незамужние девушки могут носить штаны или джинсы, а вот замужним дамам полагается ходить только в длинных юбках.

В современном обществе девушки-цыганки так привыкают носить джинсы, что после свадьбы носят юбки прямо поверх них.

Домашнее рабство

Цыганки обязаны быть домохозяйками и не имеют права лениться по части готовки и уборки. В европейской культуре принято считать цыган замарашками, но в их домах царит чистота.

Женщина должна регулярно все мыть, а еще ей нельзя ни с кем делиться своей посудой и столовыми приборами, даже с мужем. Вся посуда моется несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.

Стирать женскую и мужскую одежду также нужно отдельно. А еще отдельно нужно стирать одежду выше и ниже пояса — ввиду «грязи» на последней. Ну и нижнее белье — его тоже стирают отдельно.

Амнистия во время беременности

Беременность для цыганской женщины — прекрасное время. Она освобождается от домашних обязанностей, а готовкой и уборкой занимается супруг.

А еще беременным женщинам запрещены любые физические контакты. Они не могут спать в одной постели с мужем и моются только освященной водой. Однако многие американские цыганки не следуют этим правилам, они добились определенной независимости.

Никакой полиции

Если у цыган возникает недопонимание, то разборки проходят шумно и ярко — с драками и проклятьями рода до седьмого колена. Но это их личное дело. Обратиться в полицию — все равно что пойти против традиций.

Может дойти до того, что семья отречется от родственника, обратившегося в органы правопорядка. Мужчины это прекрасно понимают, но некоторые современные девушки все же пытаются цивилизованно решать конфликты.

Серьги — только для женщин

В фильмах нам часто показывают лихих цыган с сережкой в ухе, но на самом деле серьги в общине могут носить только женщины. Цыганки вообще любят украшения, и чем они крупнее и ярче, тем лучше.

Как вы понимаете, жить среди цыган совсем непросто. А еще, если в семье рождаются одни девочки, цыгане не проклинают судьбу, а идут в приют и усыновляют мальчиков — они верят, что важна не столько кровь, сколько воспитание.

Именно поэтому в таборе частенько можно встретить светловолосую или рыжую ребятню — отсюда и слухи о том, что цыгане воруют детей.

Цыганская жизнь
bigpicture.ru

Из истории российских цыган

Сегодня в мире насчитывается примерно 10 миллионов цыган. Больше всего цыган живут в США — примерно миллион человек, затем идет Бразилия (более 600 тысяч), дальше — Румыния(около 500 тысяч и Болгария(около 400 тысяч). В России же по переписи 2010 года цыганами назвались 220 тысяч человек.
Как же они попали в Россию и как протекала их жизнь в разные исторические эпохи?

1. «Изначала» цыган.

Но вначале попробуем ответить на некоторые «изначальные» вопросы.

а) Кто такие цыгане и откуда они родом?

Цыгане — одно из древнейших, крупнейших и слабо изученных этнических меньшинств Европы. По европейским странам цыгане расселялись в XII—XIV вв. из Балканского региона, где концентрировались в эпоху Византийской империи. Долгое время их считали выходцами из Египта, но последние исследования это опровергают. Предки цыган пришли из Северозападной Индии через Малую Азию. Есть точка зрения, что в Индии самогО такого названия этого этноса не было вообще,а были просто индусы.

По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индусов касты «дому музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени». Предполагается, что эту группа в 1000 примерно человек, покинула Индию где-то в VI веке. Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX–X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины (две разные ветви). Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть из этих цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков — Индии.

А язык. Цыганские языки в подавляющем большинстве являются родственными санскриту, с дравидской примесью. С определённой долей вероятности, цыгане являются потомками кочевников-ариев, которые когда-то завоевали дравидов — коренное население Индии.

б) почему цыган нередко отождествляют с египтянами?

Современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии, но в Средние века цыган в Европе действительно считали «фараоновым племенем». Само слово Gitanes — производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Таким образом, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган. Так, карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

в) Цыгане делятся.

Чисто условно цыгане делятся на «восточных» и «западных» и они практически не общаются, так как «восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской». Вообще, «восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19–20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. Западные цыгане не только более многочисленны, но и более разносторонне развиты в культурном отношении.

«Цыгане» — собирательный термин. К цыганам относятся несколько десятков народностей, разделённых не столько по каким-то этническим особенностям, сколько по роду занятий. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами.

Цыгане делятся на несколько этнических групп:
Кальдераш — специалисты по металлу: лудильщики, жестянщики и т. п.
Гитаны — специалисты по металлу, расселились в основном на юге Франции, в Испании, Португалии и Северной Африке.
Мануш — специализируются на дрессировке животных, странствуют и дают представления.

Есть и более мелкие этнические группы цыган:
блидари, рудари и лингурари занимаются различного рода работами по дереву (блидари специализируются на изготовлении вещей для дома);
чобатори — сапожники; косторари — лудильщики; гилабари — музыканты; лаутари — изготовители музыкальных инструментов;
местери лакатуши — слесари по замкам;
салахори — каменщики и строители;
ватраши — садовники; златари — золотых дел мастера.

г)Мировосприятие и воспитание табора.

Социальной основой и ячейкой жизни цыган является табор во главе которого стоит цыганский барон. Цыгане — закрытая система, чужаков они в свою таборную жизнь не пускают. С древних времен их система мировосприятия сохраняет кастовую ментальность. Для цыган существуют они сами («рома») и все остальные («гадже»).Цыгане не ведут письменной истории, все события переживаются ими в своем тесном кругу.

Традиционный уклад цыганской семьи неукоснительно диктовал соблюдение строгих нравственных правил. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители).

Табор не стоял на месте, он постоянно перемещался. И в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км;. В настоящее время в России лишь 1% российских цыган кочует. Но даже в случае осёдлости, законы табора действуют.

д) Особенности быта.

Цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах. Народ очень музыкальный, любит индийскую культуру — музыку, песни, танцы. Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане — хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований — одна из особенностей нынешней индийской культуры. Фильмы также предпочитает индийские. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами и прочими. Особенное национальное блюдо цыган — ёж, жареный или тушёный.

ж) Ассимиляция и аккультурация.

Хотя, существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни»).

8 апреля одно из самых многочисленных этнических меньшинств России, а также других стран мира, отмечает свой праздник — Международный день цыган. Ровно 45 лет назад в Лондоне прошел Первый Всемирный цыганский конгресс. Именно тогда цыгане всего мира признали себя единой нетерриториальной нацией, а также приняли флаг и гимн. Таким образом, у цыган есть свои национальные символы, а также художественная культура, в т. ч. литература. В мире существует несколько заметных цыганских театров: в России, на Украине, в Словакии, в Германии, а также театры и студии помельче в этих и других странах. У представителей этой народности есть множество поводов для гордости. В первую очередь, это знаменитые личности, которые они подарили миру. Чарли Чаплин, Галина Вишневская(цыганские корни по материнской линии), Элвис Пресли, Николай Сличенко — самые яркие представители.

2. Цыгане в России.

В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы).

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии: «Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны». Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение). Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии — молдавские цыгане, после присоединения Крыма — крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России. В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян. Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск. При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок. В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Ещё в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи. В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства — браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Цыгане в первое время после революции даже воспринимались советской властью как союзники. Большевики видели их бедность и таборный коллективизм, ошибочно принимая их за признаки классовой близости. На самом деле, цыгане были органически аполитичны, они по определению не могли согласиться с классовой рознью, а уж тем более с военной диктатурой. Ошибались большевики и в том, что раз цыгане «бедные», то они должны ненавидеть «богатых». Напротив, именно существование зажиточных людей всегда помогало цыганам выживать. К тому же цыгане с пиететом относились к торговле и считали её не менее почетной, чем производительный труд. Естественно поэтому, что когда советская власть осознала чуждость рома для себя, то они сразу были причислены к «неблагонадежным элементам». Отдельные представители цыганской молодёжи после революции участвовали в Гражданской войне как на стороне Красной Армии, так и на стороне Белой Армии. В результате прихода к власти большевиков многие оседлые купеческие семьи бросают имущество и уходят в кочевье — кочевых цыган власть автоматически относит к категории бедноты.

Перепись цыган никогда не могла дать точно статистической картины, поскольку документов у цыган долгое время не было. Кочевой образ жизни также не располагал к тому, чтобы произвести точный подсчет рома. О том, насколько могли различаться цифры статистики, могут сказать такие цифры: по результатам переписи 1926 года в СССР была зарегистрирована 61 тысяча цыган, по переписи 1937 года — немногим больше двух тысяч. Очевидно, что такая разница была связана не только с кочевым образом жизни и цыган, но и другими процессами. Такими, например, как коллективизация.

Советская власть вовсю «раскулачивала» цыган, отбирала у них лошадей, имущество, но все было понапрасну — они никак не хотели становиться на путь социализма. Большой проблемой адаптации цыган к новому строю стала и их религиозность. Даже те цыгане, которые волею судьбы становились красными командирами или вступали в комсомол, продолжали держать в своих домах «красный угол», крестили детей, венчались. Советская власть выпускала для рома брошюры на цыганском языке, где объяснялось, что «религия-опиум для народа», но. Не хотели цыгане становиться частью коммунистического общества, да и не могли. Поэтому подвергались репрессиям.

27 декабря 1932 года в СССР был введен внутригосударственный паспорт. Только при получении прописки и этого документа можно было получать продуктовые карточки. Города были разделены на «открытые» и «закрытые». Доступ в последние был цыганам закрыт. Начались массовые спецоперации по их отлову и высылке. Только в период с 23 июня по 3 июля 1933 года было арестовано и выслано 5470 цыган. Цыган высылали в Норильск, берега Оби, станцию Тайга, в Ухту. По всему Союзу проводились облавы по их отлову, цыган свозили в барачные поселки. Те, кто бежал (а их было немало), получали лагерные сроки.

Цыган в СССР обвиняли не только по политическим статьям. В ходу также было обвинение их в незаконных валютных операциях. Доходило до абсурда. В 1934 году в Ленинграде арестовали лудильщика, цыгана-кэлдэрара. У этих цыган весь доход обращался в золотые украшения. Кроме традиционных обвинений в контрреволюционной деятельности и шпионаже цыган был также осужден за скупку валюты.
Все потому, что кэлдэрары делали монисто из иностранных монет. Лудильщик был обвинен на 10 лет, конфисковал суд и его имущество. В крупных городах подверались облавам целые артели лудильщиков. То что было для цыган (прирожденных кузнецов) традиционных ремеслом, для советской власти считалось манипуляцией с драгоценными металлами. «Правонарушители» не только получали большие сроки, но и приговаривались к расстрелу.

Во время Великой Отечественной войны русские цыгане по призыву и добровольно отправляются в армию. Они участвуют в боевых действиях в качестве рядовых, офицеров, танкистов, артиллеристов, лётчиков, шофёров, кавалеристов, разведчиков, медицинских работников. Подростки и старики партизанят.Партизанские действия цыган против фашистов иногда называют «Арии против арийцев». Цыганские артисты (в основном, женщины) выступают на передовой, дают шефские концерты в госпиталях.

Огромное количество цыган, в том числе русских, погибает на оккупированных территориях в результате геноцида немецких оккупантов, на фронте, в блокадном Ленинграде. В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).

Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Важно в этом постановлении как то, что впервые на государственном уровне цыган назвали цыганами, так и то, что именно по национальному признаку теперь могли проводиться репрессии.

Цыган продолжили отлавливать на улицах, выносили обвинение в несанкционированной торговле (спекуляции), в тунеядстве. Однако нужно сказать, что к тому времени Постановление послужило цыганам в целом добрую службу. Многие из них уже были вполне социализированы. Не особо афишируя своей национальности, они работали на скромных должностях на предприятиях и даже в колхозах. Такой традиционный для цыган вид деятельности как коневодство стал, в силу роста механизации труда, терять свою значимость. Цыган заставляли продавать лошадей за бесценок, тех, кто оказывал сопротивление, могли арестовать.

Впрочем, в целом этот этап истории цыган в СССР сейчас расценивается ими даже с благодарностью. Государство старалось помогать цыганам с трудоустройством, открывало школы, куда отправлялись учиться цыганские дети, давало дома и земли, приучая «вольный народ» к оседлости. Справедливости ради нужно сказать, что с цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане — свои.

Начиная с 80-х годов руководство страны практически не работало в этом направлении, всё пускалось на самотёк. И воровство, и нарко-беспредел, и незаконный захват государственных земель в девяностые годы — прямые следствия непорядка, вопиющего безвластия и беззакония в самой стране. Росло расслоение и среди таборных цыган: шикарные замки соседствовали с жалкими лачугами, в которых всегда были голодные дети. Известный специалист в области изучения жизни цыган, писатель-этнограф, действительный член Географического общества СССР Ефим Друц сказал: «Сегодня, когда вопросы межнационального общения вышли из сферы теоретических рассуждений и благостных рапортов о дружбе народов, рассказ о цыганской жизни — не игра в раскрытие каких-то мистческих тайн, а настоятельная потребность гласного знакомства с, признаемся, мало знакомым нам реальным существованием определенной группы наших равноправных сограждан».

proza.ru

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Магия (18)
  • Непознанное (16)
  • История (7)
  • Разное (7)
  • Гадание (4)
  • Музыка (3)
  • Видео (2)
  • Ссылки (1)

Ссылки

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Цыгане — образ жизни, обычаи, ритуалы

Настроение сейчас — Веселое

ЗОЛОТО КАК ПАМЯТЬ О РОДИТЕЛЯХ

Цыгане носят слишком много золота, считают гаджо (нецыгане). У рома есть этому простое объяснение. «Посторонние люди
думают, что мы очень богатые, если в золоте ходим. Но покупка золота — давняя традиция. Когда наши семьи веками кочевали,
какое имущество мы могли купить и возить с собой? Только украшения. — Кроме того, отец
семейства должен оставить своим детям наследство, а что может быть лучше, чем цепочки, сережки или браслеты? А так как в
наших семьях 5—6 детей, то и золота покупаем немало. И считается, что так у ребенка остается память об отце и матери. Дети
хранят эти дорогие для них подарки всю жизнь. А для дочери — это еще и солидное приданое.

КОДЕКС ЦЫГАНСКОЙ ЧЕСТИ: СЛУШАЙ СТАРШИХ И МУЖА

Цыгане свято чтут свои законы. Главное правило: настоящий ром никогда не обидит, не оскорбит, не обворует тех людей,
среди которых живет. «Ромале привыкли доверять друг другу, поделятся последним куском хлеба и всегда помогут в трудную
минуту. Если ром придет ко мне и скажет: «Отдаю тебе на сохранение золото», то он может быть спокоен — с его ценностями
ничего не случится. Если же мы узнаем, что кто-то из наших преступил закон, то такого человека можем вычеркнуть из нашей
жизни. Например, за убийство, торговлю наркотиками».

Изгнание из сообщества считается у цыган самым страшным наказанием. Человека перестают приглашать в гости, помогать.
Ромы — гостеприимный народ. Если переезжают из города в город, то всегда могут пожить у своих собратьев, взять в долг.
Скрыть темное прошлое не удастся. Цыганская почта (по принципу: из уст в уста) работает молниеносно и навести справки о
той или иной семье не составит труда.

У ромов есть деление на своеобразные касты по способам заработка: одни просят милостыню, другие — торгуют на рынках.
Отдельную нишу занимают те, у которых есть свой бизнес, например, рестораны или магазины. Особым почетом пользуются
творческие династии — это цыганская интеллигенция.

Закон уважения старших — незыблем. Дети должны слушать родителей. «Не дай Бог, детвора ослушается отца, мы наказываем
ребенка кнутом. Не рукой или еще как, а именно кнутом. Так делали и отцы, и деды. В каждом доме хранится кнут. А жены должны во всем быть послушны мужу. «Жена должна уметь и приготовить, и развлечь, и заработать. Если же
происходят разлады, то за советом идут к старейшинам, которых гаджо (нецыгане) называют цыганскими баронами. Но у цыган нет
баронов, есть просто уважаемые люди, которые среди ромов обладают авторитетом.

ТРАВЫ И ЗАГОВОРЫ. Цыгане не любят врачей, по старинке предпочитая обращаться за помощью к знахарям. Может, именно поэтому
многие ромы нечасто болеют и долго живут. «Лекарства в аптеке нельзя покупать, химия все это. Я лечусь только
народными средствами. Допустим, когда болят глаза, делаю настой из бузины. Его можно пить при кашле и простуде. Давая настой,
нужно приговаривать: «О, боль, с глаз перейди в воду, перейди в траву, перейди в землю.
Иди к земному духу. Там твой дом. Иди и радуйся». И мне всегда помогает!
Всю жизнь удивляюсь тому, что только цыгане могут сказать о боли: «Иди и радуйся!».

КОТЛЯРЫ — «МЕТАЛЛИСТЫ», КРЫМЫ — ЗОЛОТНИКИ

Наш народ — котляры — самый древний из цыган. Кстати, мы называем себя цыганами и никогда не называем ромами. Ромами, как
правило, называют себя кишиневцы, которые вышли из Молдавии и Румынии, или крымы — это цыгане-мусульмане. Хотя язык у нас
общий, но они другие. Кишиневцы занимаются гаданием, кочуют. Крымы — скупкой и продажей золота. А мы — котляры — всегда
зарабатывали себе на жизнь железом. Мой дед и мой отец были кузнецами. Но сейчас все мужчины моего табора зарабатывают тем,
что заключают договора с разными предприятиями и выкупают у них за бесценок детали и разный железный лом.

Отчего цыгане так любят золото

Пристрастие цыган к золоту не заметил только ленивый. Украшения, зубы и комплименты цыгане предпочитают золотые и побольше.
Золочёные и золотистые обои, мобильники, туфли, пуговицы, оправы солнечных очков… Даже красное колесо на цыганском флаге
некоторые организации перекрашивают в золотое.

Самым простым объяснением такого пристрастия было бы банальное корыстолюбие. Действительно, цыгане большое внимание уделяют
достатку. Нельзя пройти мимо пословиц, основанных на игре слов: «бедный – считай, что вор», «где бедность, там воровство».
Одевать детей красиво даже для похода в песочницу, рассказывать об успехе своего бизнеса к месту и не месту,
демонстрировать совершённые дорогие покупки – может показаться, что богатство для цыган является самоцелью. Однако
богатство – лишь один из основных способов показать свою профессиональную состоятельность, свою сметливость, удачливость,
высокий профессиональный уровень (второй, естественно, хвалиться всем этим напрямую, на словах).

Другой причиной пристрастия к золотым украшениям цыганок (хотя такие украшения любят у цыган и мужчины) этнографы полагают
страхование женщины от нищеты в случае развода. Если муж из дому погонит, то может не дать с собой денег и не разделить
имущества, но серьги-кольца срывать вряд ли будет. Во всяком случае, подобная система существует у многих восточных
народов: турок, арабов…

Но кроме практической основы цыганской страсти к золоту есть и мистическая.

Золото – особый металл, так считают многие народы. Золото не берёт ржавчина, возможно, поэтому оно считается металлом
чистым, и более того, привлекающим счастье и деньги. У народов Европы рассказы про золото часто связаны с кровью, с
проклятием. В цыганских сказках оно может быть связано с нечистой силой, но акцентуации «где золото – там проклятья и
кровь» – нет. Основной «золотой» сюжет цыганских сказок – удачливый цыган находит клад, ударив палкой по змею или угодив
лешему (который, кстати, не является сам по себе отрицательным персонажем – он наказывает за дурные поступки и помогает
хорошим людям).

Золото – лучший подарок на свадьбу, особенно невесте; так, крёстные девушки дарят ей золотые украшения почти в обязательном
порядке. Если молодой муж хочет показать свою любовь и заботу, он оплачивает жене постановку золотых коронок на зубы (это и
демонстрация собственного богатства, и магический дар – удача и доходливость, которые притягивает золото). Котляры России,
имеющие обычай выкупа невесты, до сих пор используют для этого золотые монеты, или их специально изготавливаемые из золота
копии. Невесту покупают не за деньги – за Золото.

Дареное или перешедшее по наследству золото нельзя продавать или обменивать – это больше, чем дурная примета, это очень
плохо. Тогда удача отвернётся, а удача – это то, чему цыгане придают огромное значение. Крайний случай извлечения выгоды
из такого золота – сдача в ломбард с обязательным последующим выкупом.

Надеясь притянуть удачу и «денежность», цыганские родители иногда дают своим чадам имена, связанные с золотом: Золотой,
Сумнакай, Сувнакуни, Златан и т.п.

Метки: свадьба ритуалы заговоры золото цыгане образ жизни травы обычаи поверья подкова

Цыганская жизнь
www.liveinternet.ru

ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ

ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ запись закреплена

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ запись закреплена

ЭТО ВЫ, ЦЫГАНЕ, МНЕ НАПЕЛИ
Юрий Шелезинский
Это вы, цыгане, мне напели
Все стихи, что я о вас писал.
Слушал вас, душа и сердце млели.
Показать полностью.
Слушал песни ваши, подпевал.

Эти песни, как костёр согрели,
Слушали цыган и в старину.
Как гитары их и хоры пели!
Всей душой я к песне их прильну!

Я с цыганской песнею сдружился,
Мне романсов их не позабыть.
Песни их пьянят, будто напился.
Мне вовек цыган не разлюбить!

Константин Ухтинский запись закреплена
ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ запись закреплена
Януш Панченко

Новые фильмы для Radio Romano: «И шей андай красавица / девушка из огурца» и «Боярка тай Мурша / Боярка и Мурша».

ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ запись закреплена
ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ запись закреплена
ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ запись закреплена

ПРИХАЯПЭ

СЫР МАНГЭ ПРИХАЯПЭ ВЕДЬ МАЯТЬСЯ
Показать полностью.
(Как мне надоело ведь маяться)

ДЖИИБЭН МИРО КАНА МАНГЭ НЕ НРА(Я)ВИТСЯ
(Жизнь моя сейчас мне не нравится)

ДЖИИБЭН МИРО МАНГЭ КАНА НЕ НРА(Я)ВИТСЯ
(Жизнь моя мне сейчас не нравится)

АЙ ТЭ ФАРТУШКА НЕПОДРУБЛЕНАЯ
(Ай фартучек неподрубленный)

САРИ АМАНГЭ СНОШКА НЕВОЗЛЮБЛЕННАЯ
(Вся нам сношка невозлюбленная)

САРИ АМАНГЭ СНОШКА НЕВОЗЛЮБЛЕННАЯ
(Вся нам сношка невозлюбленная)

АЙ САВО ЧАВО, САВО ЧАВО ДЫЛЫНО
(Ай какой парень, какой парень дурак)

НА КИНЭЛА ЁВ РОМНЯКЭ ПХАРУНО ЛОЛО ДЫКХЛО
(Не покупает он жене шёлковый, красный платок)

НА КИНЭЛА ЁВ РОМНЯКЭ ПХАРУНО ЛОЛО ДЫКХЛО
(Не покупает он жене шёлковый, красный платок)

А МЭ РОМАЛЭ, МЭ РОМАЛЭ НА ДЖИНОМ
(А я цыгане, а я цыгане не знаю)

ПО ДРОМ МЭ ДЖЯВА ТУСА ТЭ БАХТ КАЙ ЛАТХЬЁМ
(По дороге я с тобой иду, где счастье нашла)

ПО ДРОМ МЭ ДЖЯВА ТУСА ТЭ БАХТ КАЙ ЛАТХЬЁМ
(По дороге ч с тобой иду, где счастье нашла)

СЫР МАНГЭ ПРИХАЯПЭ ВЕДЬ МАЯТЬСЯ
(Как мне надоело ведь маяться)

ДЖИИБЭН МИРО МАНГЭ КАНА НЕ НРА(Я)ВИТСЯ
(Жизнь моя сейчас не нравится)

ДЖИИБЭН МИРО МАНГЭ КАНА НЕ НРА(Я)ВИТСЯ

ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ запись закреплена
Сергей Тарасов, певец: шансон, романс, цыганские

Весёлая цыганская песенка «В красной рубашонке» («Ехали цыгане»). Подобные песни всегда поднимаеют настроение и радуют душу.

ТЕКСТ ПЕСНИ «ЕХАЛИ ЦЫГАНЕ» («В КРАСНОЙ РУБАШОНКЕ»)

Ой, традынэ, ромалэ
Показать полностью.
(Ой, поехали, цыгане!)
Традынэ барэ форостыр
(Поехали (форма побуждения!) из большого города/с большого рынка/базара/с большой ярмарки)
Ой, тэрдён, ромалэ, ой
(Ой, стойте/остановитесь, цыгане!)
О дрэво сы баро
(Дерево есть/стоит большое)
Ой да-нэ нэ-нэ-нэ .
О дрэво сы баро
(Дерево есть/стоит большое)

Ехали цыгане,
С ярмарки домой, кана домой,
Они остановились
Под яблонькой густой.
Ой да-нэ нэ-нэ-нэ .
Под яблонькой густой.

Эх, загулял, загулял, загулял
Парнишка молодой, молодой,
В красной рубашоночке,
Хорошенькай такой.

ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ запись закреплена
Илона Махотина

Со рат ратя́тыр татэды́р,
Форо́скэ роспхэнэ́ла вэ́нтро.
Ивья знэвэс явэ́ла свэ́нко.
Показать полностью.
Курко́, нэ фэ́нштра закэрды́.

А кокори́ ― джиды́ и нат.
Нисы́р нисо́ на парувэ́са.
Зари́пир, кон явья́ сыр вэ́сна,
Уджя́ла сы́го сыр лына́й.

Облэ́ла тут, тэ на ровэ́с,
И отмэкэ́ла васт тро пра́во…
Коли́ пхэнэ́ла: «На бистра́ва»,
Бистрэ́ла прэ яви́р дывэ́с.

Что ночь от ночи теплее,
Городу расскажет утро.
Напрасно вновь приходит праздник.
Воскресенье, но окно закрыто.

А сама ― жива и нет,
Никак ничто не поменяешь.
Запомни, кто пришел как весна,
Уйдет быстро, как лето.

Обнимет, чтоб тебе не плакать,
И отпустит руку твою правую.
Если скажет: «Не забуду»,
Забудет на другой же день.

ЦЫГАНСКАЯ ЖИЗНЬ запись закреплена
ROMANE$$.RU

ПАРАМИСЯ: ЦЫГАНСКИЕ СКАЗКИ

Во многих диалектах цыган историю не рассказывают, а «выдают». У разных цыган сказку называют ‘парамиси’, ‘парамичи’ или даже ‘парамисли’, словом, которое можно проследить до современного греческого παραμύθι (сказка или басня) от древнегреческого para и mythos (миф).
Показать полностью. Некоторые скандинавские группы цыган используют формы, основанные на древнегреческом языке, такие как валлийские романэс ‘парамишус’, финские кале ‘парамисос’ и синти ‘парамисо’. Во всяком случае, их выдают: у кырымлыдэс ‘пхукавав парамися’; у ловарей ‘пурий парамичи’; у валлийских цыган ‘пхукавава парамишус’; у бургенландских цыган ‘пхукавав памарисли’. Все это означает одно и то же: предательство истории. Возможно, одним из самых забавных исключений является использование ‘панаскодий парамичи’ у ловарей. Глагол венгерского происхождения ― panaszkodik ― в строгом смысле слова означает «жаловаться».

Чтобы объяснить, почему рассказывание историй обозначается этим термином, нужно вернуться к ситуациям рассказывания историй. Сказки и истории обычно рассказываются пожилыми людьми, на работе, и в соответствии с представлениями о патив, рассказчика просят расстаться с историей — признаться или предать, — поскольку истории и сказки буквально принадлежат ему.

Для некоторых людей сказки и рассказы представляют собой просто анекдоты или, что еще хуже, не более чем «болтовню». С этим заблуждениям нужно бороться. Хорошие цыганские рассказчики способны ― как лучшие из драматургов ― в мгновение ока воспроизводить множество историй, со множеством персонажей, сюжетов и действий. В этом смысле эти сказки и рассказы больше похожи на эпос. Возможно, лучшим сравнением были бы средневековые трубадуры, сочинявшие песни и эпосы, например, самые известные из них, «Роман о Розе» или «Сага о Нибелунгах». Даже Гомер был рассказчиком, его рассказы позже были записаны и переданы нам. Парамися обычно делятся на два вида: чистая фантазия, новеллистические рассказы и случаи жизни, которые носят более личный характер; или общеизвестные исторические эпизоды, хотя и часто приукрашиваемые. Последние включают рассказы о жизни и страданиях семей и групп, например, рассказы о том, почему ловаря мигрировали из Венгрии; рассказы о мосте, широко распространенные на Балканах; или даже рассказы о фараонах, которые в основном встречаются у цыган на северо-западе Европы. Граница между фантазией и реальной жизнью часто стирается, поскольку определенные убеждения, такие как представления о мулэ и Чохано, считаются отчасти фантазией, а отчасти реальностью.

Нельзя сказать, что все цыганские повествования длинные и серьезные. Напротив, многие из них наделены тонким юмором и легкомыслием и даже могут быть откровенно неприличными, несмотря на определенные традиционные запреты в этих вопросах. Многие из этих «легких» анекдотов можно запросто сравнить с рассказами из «Декамерона» Боккаччо.

Приведем лишь пару примеров: сказку о цыгане и утке, или крымскоцыганскую сказку о кузнеце, у которого в подмастерьях был нечистый, довольно характерных для этого типа повествований. В сказках о цыгане, который перехитрил гаджё (часто попа), черта или даже самого Бога, нечистый сталкивается с хитростью «умного цыгана». В первой из упомянутых сказок бедного цыгана, нанятого скупым попом, просят подать идеально прожаренную утку. Поп, понимая, что цыган голоден, предлагает ему кусочек, но предупреждает, что всё, что он сделает с уткой, будет сделано с ним — сломает крыло, сломают руку, сломает ножку, сломают ногу и т.д. Цыган перехитрил священника с помощью уловки, которой можно отказать во вкусе, но не в остроумии и забавности. Во второй сказке цыганский кузнец имеет обыкновение повторять, что он ослепит черта, если его работа не оправдает его ожиданий. Нечистый является к цыгану под видом подмастерья и умудряется поставить его в затруднительное положение, угрожая разрезать мужа своей соседки на куски. Цыгану приходится использовать всю свою смекалку, чтобы выйти из ситуации невредимым.

Другой тип сказок и рассказов также включают в себя сюжеты, основанные на традициях, которые красочно представляют законы, правила и обычаи. Например, рассказ о гостеприимстве, где старый цыган, которого не приглашали за стол, заставляет поделиться с ним едой, или истории вроде рассказа о лошади, убитой проезжающим поездом, ее владельце, требующем компенсации, и последующем приговоре.

Многие повествования также связаны со смертью и призраками (мулэ). Мы уже описывали важность этой веры среди цыган, которая отражена в большом количестве рассказов на эту тему. Например, рассказ о двух женщинах, которые приходят гадать в дом, а на самом деле гадают по руке призракам, или рассказ о муже, который воскрес из мертвых, чтобы забрать свою хозяйку с собой.

Где и когда можно услышать эти сказки и истории? Конечно, бывают долгие вечера, когда пожилые люди рассказывают их детям и взрослым, но есть и более тонкие контексты, такие как беседа, где рассказ может быть использован, чтобы подчеркнуть свою точку зрения или убедить другую сторону в своей позиции. В последнем случае повествования зачастую короче и адаптированы к сегодняшнему дню. Лучший пример импровизаций и творчества ― это просто спонтанное рассказывание историй за столом или во время работы. Даже простой тост может превратиться в замысловатые поэтичные истории, и в таких случаях многие цыгане будут отмечены за эту способность. Сказки и рассказы также используются, чтобы проиллюстрировать или подчеркнуть свою точку зрения в ходе обсуждения. Они используются как выпад, чтобы высказать свое мнение и выразить возможное недовольство.

Из книги Льва Черенкова и Штефана Лидриха «Ррома» (2004). Литературный перевод с английского языка наш: https://vk.com/romanessite

На фотографии: цыганские женщины из Румынии (фото Джереми Саттона-Хибберта).

vk.com

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Продолжим серию постов про разнообразные мифы и заблужнения. На этот раз выясним некоторые интересные и устойчивые заблуждения про цыган и их культуру.

Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов. Мы решили разобраться в вопросе и узнать, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.

Цыгане — кочевой народ

Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами. Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.

В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).

У цыган есть барон

Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.

Цыгане умеют гипнотизировать и гадать

Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение —яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.

Цыгане — единый народ

Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.

Мужчины-цыгане носят серьги

В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.

Цыгане не работают и не учатся

Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.

Цыгане никогда не служили в армии

Правильнее было бы сказать — никогда не затевали войн. А вот за оружие браться им приходилось, и не раз. На протяжении истории цыгане различных государств были втянуты в вооруженные конфликты: вели войны за Османскую империю и против нее, сражались в армии французского короля Генриха IV, служили в португальских войсках, русские цыгане встали на охрану Отечества в 1812-м и в 1941-м и т. д. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами.

Цыганки — вольнолюбивые

Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.

Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.

А.Козакевич. «Украденное дитя». Х., м. 1880-е годы.

Украденные дети

«Лежи тихо — а то тебя цыганка украдёт!» Этой фразой матери пугали детей не только у нас в России, но и по всей Европе. Стереотип настолько закрепился, что мало кто в нём сомневается. А знаете ли вы, что цыганский народ стал жертвой навета?

Увы, не только фольклорная традиция, но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа. С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу, как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно, чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало кто помнит трагикомедию Александра Харди «Прекрасная египтянка», или «Цыганку» Эжена Скриба. Тем более забыта новелла XVII века «Невинная египтянка» Жана-Пьера Камю. Но пьеса «Проделки Скапена», созданная великим французским драматургом Мольером известна уже больше.1

Вспомним также «Цыганочку» Сервантеса. Героиня этой новеллы, Пресьоса была ребёнком похищена из знатной семьи. Все эти произведения некогда сыграли свою роль в насаждении цыганофобии. Есть однако сюжеты, действующие на подсознание ныне живущего поколения. Кто не помнит, что Эсмеральда в романе Гюго — украденная дочь французской горожанки? И кому не знакома развязка «Женитьбы Фигаро»? Каждый, кто смотрел эту блестящую комедию, знает, что Фигаро стал в младенчестве жертвой коварных цыган, и только особый знак на теле, нанесённый предусмотрительными родителями помог выяснить истину.

Вообще разного рода родинки, ладанки на шее, и прочие атрибуты, необходимые для узнавания через много лет — настолько стандартный литературный приём, что порой становится просто скучно. Итак, тема краденых детей разрабатывалась в рассказах, статьях бульварной прессы, комиксах и детских пьесах.2 А потом подключилось кино. Есения из нашумевшего мексиканского фильма — снова не цыганка по крови, и её появление в иноплеменной среде окутано туманом незаконной сделки.

Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается так же «часто», как таборное людоедство.

Очень показательный случай произошёл в 1802 году в Англии. Некая Мэри Келлен попросила помощи у полиции. Она сказала, что проезжавшие мимо Плимута цыгане силой утащили её с собой. «Похитители» были немедленно арестованы, началось следствие — и что же? Оказалось, что наглая девчонка сбежала из работного дома в Ротерхите и попросила убежища в таборе. (Поясню, что работные дома в Англии того времени были чем-то вроде каторжных тюрем, причём попасть туда можно было в любом возрасте.) Когда истина вскрылась, судьи были так возмущены вероломством беглянки, что цыган выпустили из-под стражи, и в их пользу был даже проведён денежный сбор..

Но ведь бывали в таборах светловолосые дети? Откуда?

Не будем забывать, что цыгане — такие же люди, как все остальные. И у них тоже бывают бездетные пары. Вряд ли стоит объяснять, какое это несчастье для семьи. В таких случаях люди обычно идут на усыновление…

Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой, заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный сирота встречался в национальной среде исключительно редко. Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить или удочерить ребёнка чужой национальности.

Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений. Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они находили малыша, который воспринимался как «лишний рот». После этого цыгане договаривались либо с родственниками, либо с крестьянской общиной. И очень часто даже оформляли усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился. Получается, что либо цыгане воспитывают сирот, либо их собственных детей принимают за краденых из за нехарактерной внешности.

Миф о пресловутой лени таборных мужчин

Про это почитать можно тут в статье Лилит Мазикиной «Роль мужчины в традиционном цыганском обществе»

masterok.livejournal.com