Основные качества манипулятора

Основные качества манипулятора

Дисциплина «Психология общения»

Тест для самопроверки

1. Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным и половым характеристикам и т.д.) трансакция ролевые ожидания социальная роль психологический контакт

2. Основные качества манипулятора недоверие к себе и другим лживость примитивность чувств все ответы верны

3. Комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических и психосоматических заболеваниях – это реализация … функции общения. прагматической управленческой терапевтической

4. Особенность невербального общения: его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания отсутствие возможности подделать эти импульсы все ответы верны его проявлениям доверяют больше, чем вербальному каналу общения

5. Когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли – это … общение. светское ролевое деловое примитивное

6. Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) – это … общение. деловое манипулятивное светское формально-ролевое

7. Возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого – это … аттракция аффилиация гипноз

8. При восприятии людьми друг друга значение имеет определенный порядок поступления информации о человеке для формирования представления о нем. Так, по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Это эффект … края первичности ореола бумеранга

9. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности – это … самоактуализация стереотипизация идентификация обобщение

10. Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств – это эффект … незавершенного действия бумеранга новизны ореола

11. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы (возрастной, половой, профессиональной) без достаточного осознания различий между ними – это … стереотипизация абстракция проецирование

12. Манипулирующее воздействие проявляется в … использовании человека в корыстных целях демонстрации своей позиции в покровительственном отношении к человеку

13. Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении – это … эмпатия рефлексия экспрессивность

14. На формирование аттракции оказывают наибольшее влияние: совместная деятельность все ответы верны «помогающее поведение» сходство характеристик общающихся сходство ситуации, в которой находятся партнеры

15. Перцептивная сторона общения включает в себя … проявление тревожности демонстрацию креативного поведения процесс формирования образа другого человека

16. Человеческая речь характеризуется: наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции определенной логикой построения фраз возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях все ответы верны

17. Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу – это … барьеры. смысловые эмоциональные физические

18. Видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями – это процесс … идентификации эмпатии рефлексии

19. Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением. личностным деловым ролевым

20. Существенный признак внушения: некритическое восприятие информации недоверие критичность

21. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией – это … психическое заражение конформность убеждение подражание

22. Передача эмоционального состояния человеку или группе помимо собственно смыслового воздействия – это … убеждение психическое заражение эмпатия

23. Преодоление всех без исключения барьеров общения – это соблюдение следующих условий: понимание целей партнера все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения знание индивидуальных особенностей партнера

24. Формы реализации делового общения оперативка переговоры брифинг совещания беседа видеоконференция

25. Французская пословица гласит, что умение сказать человеку то, что он сам о себе думает – это … комплимент лесть критика

26. Желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других – это … общение. примитивное закрытое ролевое открытое

27. Последовательность этапов делового общения: установление контакта выявление мотивов общения взаимодействие завершение общения

28. Основные механизмы познания другого человека: эмпатия все ответы верны рефлексия идентификация

Источник:
Основные качества манипулятора
Дисциплина «Психология общения» Тест для самопроверки 1. Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности,
http://studfiles.net/preview/6446127/

Психологические основы манипуляции личностью

Курсовая на тему Психологические основы манипуляции личностью

Разместил (а): Александр

  • Манипуляции личностью 52 кб.
  • Манипулятивные методы в рекламе 510 кб.
  • Речевая манипуляция в переговорах 37 кб.
  • Социально-психологические основы разработки управленческих решений 26 кб.
  • Психологические особенности следственных действий 58 кб.
  • Проблема манипуляции в педагогической деятельности 160 кб.
  • Гюстав Ле Бон Психология народов и масс 276 кб.

2. Виды профессиональных манипуляций

3. Методы защиты от манипулятивных воздействий

Проблема информационно-психологической безопасности личности, ее психологической защищенности и способов формирования психологической защиты в условиях кардинальных изменений российского общества становится особенно актуальной как в теоретическом, так и в прикладном плане.

В последнее время в научных работах по социальной, рыночной экономике (науке, стоящей на стыке экономики, социологии, криминологии и психологии) была высказана идея о том, что все психологические межличностные обмены-трансакции (Э. Берн) происходят подобно, например, товарно-денежным обменам. Из этого следует, что психологический капитал, выраженный у личности в чувстве собственного достоинства и "авторитетности" среди людей, имеет свой материальный (денежный) эквивалент, то есть тот, кто "больше весит" в социуме, тот имеет больше денег и меньше возможности с ними расстаться.

Опираясь на эту точку зрения, в данной работе предлагается рассмотреть профессиональные манипуляции с точки зрения влияния на личность и собственность человека.

Итак, целью данной работы является рассмотрение профессиональных манипуляций и мошенничества в социально-бытовой сфере.

В работе поставлены следующие задачи:

Рассмотреть психологические основы манипуляций личностью

Рассмотреть виды профессиональных манипуляций

Рассмотреть методы защиты от манипулятивных воздействий

1. Психологические основы манипуляций личностью

Прежде всего, остановимся на том, зачем людям нужно манипулировать, ведь необходимых результатов можно добиться другими средствами, например, при помощи открытого давления или просто договорившись. Здесь секрет заключается в том, что человек стремится убить двух зайцев, то есть:

1) получить то, что хочется, но при этом выглядеть хорошо с точки зрения социальных норм;

2) получить то, что хочется, и одновременно по возможности избежать гнева (недовольства, обиды, мести и пр.) со стороны своего партнера.

Аферы, махинации, мошенничество, блеф, стратагемы, манипуляции, психологические и рефлексивные игры, политические интриги и мистификации, манипулятивное воздействие, провокации, психологические и тайные операции, пропаганда и психологическая война, управление противником, политические игры и рекламные кампании, политическая и коммерческая реклама, дезинформация и оперативные игры — далеко не полный перечень понятий, используемых для обозначения способов и проявлений феномена тайного принуждения человека[3].

Анализ психологических манипуляций в современной психологической науке привел к разработке соответствующего понятийного аппарата как рабочего инструментария их изучения и систематизации. Так, Э.Берном введены понятия скрытых трансакций и игр[4].

Э.Шостром выделяет определенные типы манипуляторов, основываясь на использовании людьми в межличностном взаимодействии устойчивых сочетаний манипуляций партнером или игр по терминологии Э.Берна. Таким образом, манипуляторы переходят к разыгрыванию и реализации в повседневной жизни целых типовых сценариев манипулирования в межличностном взаимодействии, что становится основой формирования типичного стиля поведения и общения с окружающими людьми. Э.Шостром показывает, что современные манипуляторы в общении используют целые системы манипуляций, которые он так и обозначает — манипулятивные системы[5].

В отечественной науке в рамках попыток разработки формализованных описаний процесса рефлексивного управления в конфликтном взаимодействии также сформулирован определенный инструментарий описания данного процесса и используемых приемов[6].

Проанализировано содержание понятий манипуляции и манипулятивного воздействия и выделены структурные элементы межличностной манипуляции, а также ряд механизмов ее реализации в процессе общения, рассмотрен феномен социально-политических манипуляций личностью[7].

Многоликость проявлений способов тайного принуждения человека в зависимости от культурно-исторических, социальных и коммуникативных условий трансформировалась в многообразие понятий, отражающих практику их использования в социальном взаимодействии и общении людей, основные из которых были перечислены выше. Чтобы определить сферу их преимущественного применения и выделить те из них, которые возможно использовать в качестве основных при описании и анализе процесса скрытого психологического принуждения личности в нашем исследовании и дальнейших рассуждениях целесообразно рассмотреть понятия, отражающие содержание и различные способы манипулирования человеком, несколько подробнее.

Одним из основных условий развертывания манипуляционной программы является отсутствие альтернативной информации, информационый вакуум по определенной проблеме, когда целевой аудитории всеми возможными способами навязывается только одна модель решения, внушается ее безальтернативность и неизбежность. В этом отношении, отсутствие публичного анализа альтернатив есть один из основных признаков манипуляции.

Другим признаком манипуляции является создание ситуации искусственного дефицита времени, когда навязываемое решение должно быть принято без должного анализа альтернатив в чрезвычайно ограниченный период времени в силу тех или иных мифических причин (формирование в массовом сознании ощущения надвигающейся катастрофы, чудовищного кризиса, от которого только и можно спастись единственно верным решением и т.д.)

Примером здесь может служить обоснование в СМИ модели «шоковой терапии», которая рассматривалась как единственно верный, безальтернативный способ выхода из ситуации надвигающейся катастрофы. Почему единственно верный? В тот момент уже существовали далеко не радужные результаты применения «шоковой терапии» в Польше.

Демократическое общество, с одной стороны, открывает возможность для рядового гражданина влиять на принятие ключевых для общества решений, с другой стороны, свобода СМИ делает возможным широкое применение технологий формирования общественного мнения, навязывания гражданину тех или иных мифологических представлений. В современном обществе СМИ формируют образ реальности на основе которого свободный гражданин делает свой выбор.

Манипуляция ориентирована на элиминацию логики, критического анализа и примитивизацию мышления целевой группы, подмену логической связи устойчивой ассоциациативной связью, когда то или иное явление ассоциируется с навязываемым деструктивным образом. В этом аспекте самостоятельный взгляд на мир, попытки независимого мышления на основе здравого смысла, а не в рамках навязываемой мифологической парадигмы, мифологического образа мира и укорененных в нем стереотипов поведения и ценностей – представляет основную опасность для любой манипуляционной программы.

Элементами манипуляционной программы являются мифы, в том числе мифы о всемирном заговоре, предрешенности судьбы и т.д., что внушает мысль о покорности и бессмысленности критического анализа существующего порядка вещей.

Манипуляция как один из видов информационной атаки заключается в плавной и почти незаметной подмене, переходе (всегда с отвлекающими эффектами) – от действительно справедливого разоблачения нелицеприятных фактов, преступлений, злоупотреблений, устаревших традиций и т.д. – к критике всей модели мира и укорененной в ней системы ценностей.

Демонтаж системы ценностей начинается с выявления уязвимых мест в смысловом пространстве противника, определения диссонирующих фактов, стереотипов и представлений, которым затем с помощью пропагандистской компании в СМИ придается фундаментальное значение. При этом в качестве альтернативы обществу предлагается новая модель мира, основанная на иллюзиях и стереотипах данного общества, но не укорененная в его исторической памяти, национальных традициях, глубинных психологических установках и прямо противоречащая социально-историческим условиям его существования.

Для того, чтобы результат был более эффективен, любая манипуляция имеет строго определенного адресата, социально-психологический «портрет» которого исследуется с помощью фокус-групп и глубинных интервью. Все разведки мира работают над составлением психологического портрета своего вероятного противника, выявляя его наиболее уязвимые места. В том числе и ЦРУ во время «холодной войны» вело среди эмигрантов из бывшего СССР исследовательскую работу по выявлению их наиболее глубинных психологических установок, стереотипов, мифов и ценностей.

Условием эффективности манипуляции служит выведение массового сознания за привычные рамки норм, ценностей и стереотипов, дестаблизация массового сознания с помощью пропагандистских и отвлекающих мероприятий. Степень эффективности манипулирования зависит от глубины и точности сканирования ментальных структур группы: ее норм, ценностей, стереотипов, глубинных психологических установок и архетипов.

Исследователи выделили характерную особенность человеческого восприятия, заключающуюся в том, что человек лучше усваивает ту информацию, которая похожа на уже существующие у него представления.

Основные средства информационной войны ориентированы на этот феномен. Любые манипуляции и пропагандистские компании основаны на “эффекте резонанса”, когда «имплантируемая» информация, направленная на изменение поведения общности, маскируется под знания и стереотипы, уже существующие в конкретной социальной общности на которую направлена пропагандистская компания.

Целью манипуляции является асинхронизации представлений группы-адресата с помощью «эффекта резонанса» и перевод ее на другие модели поведения, ориентированные на совершенно иную систему ценностей.

Примером здесь может служить «перестройка», декларированной целью которой было улучшение уже существующего строя, а не его отмена. Постепенно, пройдя через несколько последовательных этапов, результат был достигнут: разрушение СССР.

«Эффект резонанса» достигается, когда тому или иному факту, проблеме или психологической установке придается искусственно преувеличенное значение, которое по мере продвижения в культурное ядро, диссонирует и разрушает существующую в обществе систему ценностей. Диссонанс достигается при раздувании одной из уже существующих моральных норм, которые в определённых рамках сами по себе помогают обществу.

Рассматривая понятия, отражающие способы и проявления тайного принуждения человека как социально-психологического явления, присущего социальному взаимодействию людей, следует отметить, что в научных исследованиях затрагиваются теоретические и прикладные вопросы изучения различных форм скрытого принуждения личности. Зачастую они описываются в понятиях, рассмотренных в первых двух группах, условно выделенных нами как применяемые в повседневном языке и используемые в сфере социального управления, либо в общенаучных понятиях таких дисциплин, как социология, теория управления, политология, военное искусство, основы деятельности разведки и других спецслужб.

Специфических общенаучных понятий, отражающих обобщенную схему, модель или механизм такого явления, как скрытое психологическое принуждение личности и имеющих достаточную научную проработку, немного. К их числу в первую очередь можно отнести манипулятивное воздействие (манипуляции, манипулирование), психологические игры и рефлексивное управление.

Суть понятия “рефлексивное управление” специалисты определяют следующим образом. “Управление решением противника, в конечном итоге навязывание ему определенной стратегии поведения при рефлексивном взаимодействии осуществляется не прямо, не грубым принуждением, а путем передачи ему оснований, из которых тот мог бы логически вывести свое, но предопределенное другой стороной решение. Передача оснований означает подключение Х к процессу отображения ситуации У, тем самым Х начинает управлять процессом принятия решения. Процесс передачи оснований для принятия решений одним из противников другому мы называем рефлексиным управлением. Любые “обманные движения” (провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) представляет собой реализацию рефлексивного управления”[6].

Таким образом, любые манипуляции и акты манипулятивного воздействия выступают как составные элементы данного процесса, т.е. в понятии рефлексивного управления отражается общий подход к управлению противником в конфликте с использованием разнообразных приемов тайного принуждения людей и применением механизма рефлексии для этих целей.

В самом общем виде в социальной психологии рефлексия выступает в форме осознания действующим субъектом (лицом или общностью) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — “это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают “рефлектирующего”, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения”[7].

Понятие, конкретные формы, классификация и механизмы психологических игр наиболее подробно рассмотрены Э.Берном в рамках его концептуального подхода к межличностному взаимодействию. В этих целях им разработан соответствующий понятийный аппарат и методический инструментарий, позволяющий анализировать межличностные манипуляции, осуществляемые, в том числе, и бессознательно.

Источник:
Психологические основы манипуляции личностью
Тема: Психологические основы манипуляции личностью. Тип: Курсовая. Источники: 11 шт. 1973-1996гг. В работе есть: содержание, введение Язык: русский. Разместил (а): Александр. Размер: 46 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Особенности профессиональных манипуляций и мошенничества в социально-бытовой сфере. Изучение психологических основ структурных элементов манипуляции личностью. Обзор механизмов ее реализации в процессе общения.’
http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E

Психологические особенности манипулятора

И лидер, и авторитетная личность должны обладать зачатками манипулирования, осознанного или бессознательного. Если мы сравним важнейшие качества авторитетного человека и манипулятора то, отметим тот факт что между ними много сходных черт. Качества манипулятора – гибкость, хорошая адаптивность, коммуникативность, отсутствие явной психической патологии, но при этом низкий уровень эмпатии, эмоциональная отстраненность от собеседника, цинизм, ориентация на прагматические интересы.

Удачная манипуляция позволяет манипулятору быть внешне достаточно эффективным и успешным во взаимодействии (побеждать противника, самоутверждаться, создавать нужный имидж). Вместе с тем она имеет и негативные психологические последствия как для манипулятора, так и для манипулируемого. Для объекта это связано с ограничением свободы, формированием иллюзий, разрушение психической организации и устойчивости личности. У манипулятора развивается подозрительность, боязнь близких отношений, внутренний дискомфорт.

Отечественный психолог С. Л. Братченко выделяет несколько видов манипулирования в зависимости от того, на чем пытается «сыграть» манипулятор. 1) Манипулирование потребностями (использование желаний, влечений интересов партнера (я бы продал душу дьяволу за то – то и за то – то); 2) духовное манипулирование (формирование у человека определенных идеалов и ценностей) религиозные и политические идеалы; 3) интеллектуальное манипулирование (навязывание человеку мнений, взглядов, точек зрения); 4) манипулирование чувствами (использование эмоций, страстей партнера (Э. Берн Игра «Холодная жена»); 5) символическое манипулирование (формирование устойчивой реакции человека на определенные символы и знаки) приветствовать преподавателя стоя в аудитории, останавливаться на красный свет светофора и проч.

Лекция «Представление о конфликте как форме социального взаимодействия».

1. Общее представление о конфликтах (структура конфликта и его природа).

2. Виды конфликтов

3. Способы выхода из конфликтных ситуаций.

1. Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов. М. 1993. Ч- 1.

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб. 2004. – с. 607 — 659.

3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. М. 2003. 264 – 284.

Существует огромное число различных определений понятия

«конфликт», каждое из которых направлено на раскрытие ряда аспектов этого сложного явления. В результате длительного изучения данного социального феномена сложилась специализированная область знания – конфликтология, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения конфликтов и их протекания. В переводе с латинск. Конфликт означает – столкновение.

Конфликт – это столкновение объективных или субъективных противоречий, которое выражается и проявляется в противоборстве сторон.

(Привести несколько определений конфликтов).

Психологический уровень предполагает исследование внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов, порождение которых обусловлено не общественными, а личностными противоречиями, психологическими особенностями личности и группы.

Структура конфликта варианты:

а) Конфликтная ситуация + повод (инцидент) = конфликт;

б) Конфликтная ситуация – основа, база конфликта включает объект конфликта + участники конфликта, конфликтная ситуация появляется только тогда, когда можно зафиксировать наличие противоречие;

в) стороны или участники конфликта + условия протекания конфликта (социально-групповые и социально-психологические среды) + образы конфликтных ситуаций – которые имеются у участников до начала инцидента.

Динамика конфликта или этапы протекания 4основных.

Функции конфликта в жизни общества: оценка конфликта как негативного явления, акцент на его разрушительной силе; неизбежность противоречий и конфликтов, как в межличностном пространстве так и в пространстве группы, здесь конфликт источник развития и прогресса.

Способы выхода из конфликтных ситуаций.

Анализировать способы выхода из конфликтных ситуаций, особенно сложных можно, если определиться с теми стратегиями, которые используют участники в процессе конфликтного взаимодействия. Одна из классификаций К. Томаса,построена на учете двух критериев: направленность на собственные интересы, их защита и удовлетворение, ориентация на интересы другого человека, на оказание помощи по их удовлетворению. В последствие К. Томас усовершенствовал свою модель добавив шкалы пассивности – активности, индивидуальные действия – совместные действия, вывел 5 основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения.

1. Соперничество – характеризуется ориентацией на свои интересы,

на дело и на получение результатов только для себя. Пример: преподаватель и студент иллюстрирует стратегию конкуренции.

2. Сотрудничество – данная стратегия направлена на одновременное

удовлетворение интересов как своих, так и другой стороны. В ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше – удовлетворяются интересы и развиваются взаимоотношения.

3. Компромисс – половинчатый тип поведения. частичный отказ от

собственных интересов и частичное их удовлетворение. Основан на равноценном применении индивидуальных и групповых, активных и пассивных действий.

4. Избегание – демонстрирует уход от удовлетворения собственных

интересов, что представляет собой препятствие для удовлетворения интересов партнера. Уход игнорирует, отрицает конфликт. Ответственность автоматически перекладывается на другую сторону.

5. Приспособление – отказ от собственных интересов в пользу удов-

летворения интересов другого человека. Здесь основная цель сохранение отношений, которые имеют большую ценность для участников конфликта.

Социальным психологом Чарльзом Остгудом была сформулирована стратегия взаимодействия в конфликтной ситуации, он дал ей название ПОИР – «постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности». Техника ПОИР предполагает, что одна из сторон инициировала несколько небольших акций, направленных на деэскалацию конфликта, предварительно сообщив о своем стремлении к примирению. Инициатор сообщает о своем желании действовать по снижению напряженности, сообщает о каждом своем шаге. Стратегия ПОИР примирительная, но это «не приспособление». Другие аспекты плана таковы, что они защищают собственные интересы каждой стороны, поскольку каждая из сторон сохраняет право наказывать. Кратко суть данной стратегии можно выразить тремя словами «твердость, честность и дружелюбность».

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере (основные черты

личности, склонной к деструктивному поведению).

1. Конфликтогенная личность (основные характеристики).

2. Влияние конфликтов на формирование эмоциональной сферы личности.

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М. 1990.

2. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие /под. ред. проф. В. А. Лабунской. с. 288 – 307.

Основные черты личности склонной к деструктивному, конфронтационному поведению.

В структуре отношений преобладает непринятие себя, негативные самоотношения. Межличностные отношения характеризуются непринятием других людей такими, какие они есть; стремление изменить окружающих; недоверием, отрицанием, неуверенностью, закрытостью.

Часто конфликтная личность порождает нереалистические или субъектные нецеленаправленные конфликты. В таких конфликтах отсутствует цель достижения какого-либо результата деятельности. Для личности важно выражение аффективного состояния, негативных эмоций.

Тема 7. Психология масс.

Лекция «Общие представления о массовидных социальных явлениях».

1. История и методологические предпосылки изучения психологии масс.

2. Психологическая структура, общие признаки.

3. Социальные классы, слои, этнические, гендерные группы.

1. С. Московичи Социальная психология. СПб. 2007.

2. Социальная психология. Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М. 1997.

3. Тард Г. Психология толпы. СПб. 1914.

4. З. Фрейд Массовая психология и анализ человеческого «Я» //Избранное. М, 1990. Кн. 1,

История изучение психологии больших социальных групп имеет весьма сложную и причудливую конфигурацию. Социальная психология как наука берет свое начало от теорий М. Лацаруса, В. Вундта, поставивших задачу изучать «психологию народов»; кроме этого идеи Г. Тарда и Г. Лебона и С. Сигле легли в основу концепции «психологии масс». В первой половине ХХ века большинство исследователей обратилось к проблеме малых групп. Тоже самое можно сказать и об американской социальной психологии. Изучать малые группы значительно легче, чем большие, возможности эксперимента более реальны, кроме этого большие социальные группы отличаются стихийностью, кратковременностью существования. Отсюда возникает убеждение, что большие социальные группы невозможно исследовать в рамках научной традиции.

Особую роль в развитии изучения массовидных явлений сыграла социальная ситуация развития общества в ХХ веке. Конец 60-х гг. бурные массовые выступления и движения. Студенческие выступления во Франции, движение хиппи, массовые выступления против войны во Вьетнаме, движение зеленых и т. д.

Традиционно принято считать, что научную базу для исследования боль-

ших социальных явлений заложила в большей степени социологическая наука. В работах классиков социологов М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Э. Гидденса.

Второе рождение изучения и интереса к проблемам больших социальных групп произошло в 70-80-е гг. в Европе. Исследовательским центром становиться Франция и социологическая школа С. Московичи. «Социальная психология становиться способом изучения социальных процессов, протекающих в обществе в целом в достаточно широких масштабах».

В отечественной социальной психологии изучение массовидных явлений занимает особое место отмечает Г. М. Андреева. В советской традиции с 1960-х гг. Данная проблематика рассматривается как одна из важнейших в рамках соц. психологии. «Содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне», – отмечает Дилигенский.

Какие группы мы называем большими социальными группами?В данном случае количественная характеристика не будет отражать характер и специфику большой социальной группы. В качестве основного критерия для выделения больших социальных групп будет выступать характер образования – стихийно, случайно возникающие и сложившиеся в системе социальных отношений и исторического развития общества, долговременные и устойчивые. К первому типу относят толпу, публику, аудиторию. Ко второму типу относят – социальные классы, слои, этнические группы (нации), профессиональные группы, половозрастные группы. Данная классификация является условной, поэтому все характеристики групп достаточно условны, они носят специфическое содержание.

Мы говорили о том, что ХХ век рассматривается как эпоха массовой культуры, этому способствовали как социально-экономические, политические и культурные процессы. Улучшение уровня жизни, медицинского обслуживания, технический прогресс – все это способствовало большому приросту населения, и позволяет нам констатировать наступление «эры масс» (Лебон). Мы являемся свидетелями массовой концентрации людей на улицах; социальных движений и акций массового протеста, форм коллективного насилия, массовых разрушений (1 и 2 мировая войны), массовая безработица и бедность стран третьего мира. Кроме этого среди положительных тенденций – массовое потребление и массовое производство, а также массовый туризм.

Психологическая структура и общие признаки больших

Общие признаки, выделяемые отечественными и зарубежными исследова-

телями достаточно сильно разнятся. Это связано со спецификой научной традиции в отечественной науке выделяют следующие общие признаки, объединяющие большие группы.

Принято считать, что в больших группах существуют регуляторы социального поведения – традиции, нравы и обычаи. Их функционирование и существование связано с наличием специфической общественной практики, относительной устойчивости и их исторической закрепленности за данной группой. Еще одной важной характеристикой является образ жизни данной группы.Для больших социальных групп, как отмечает Андреева, особое значение имеет социальная детерминация – происходящая в группах более очевидное значение ценностей и стереотипов.

В отечественной социальной психологии большинство исследователей сходятся на мысли, что структура большой группы включает два основных элемента: 1) психический склад (это социальный и национальный характер, нравы, обычаи, традиции – все более менее устойчивые образования); 2) эмоциональная сфера(более подвижное динамическое образование — потребности, интересы, настроения). Третий элемент важный для понимания структуры группы это – взаимосвязь отдельной личности, ее сознания и группы. Прежде всего, особое внимание уделяется анализу «типичного», характерному для всех индивидов данной группы, отсюда попытки сконструировать социальный тип личности как особый, свойственный некоторой группе.

Для западных исследователей первостепенное значение имеют стихийные группы и массовые движения большинство теорий направленно на их изучение. Однако нужно также отметить, что такие движения как феминизм, разработка гендерных вопросов и этнопсихологических наиболее полно изучались в рамках зарубежной традиции и в отечественной науке еще не имеют достаточной базы.

3. Общности, социальные классы, слои, этнические,

Социальные классы история становления и роль государства в их формировании. Большие социальные группы в соц. психологии не принято называть группами, это право имеют малые социальные группы. Чаще всего используют понятия слои, классы и общности. Начнем с общностей, потому что под ними понимают наиболее устойчивые объединения. Специфика исследования общностей в нашей стране, требовала обязательной опоры на классовый, партийный подход, приоритетное значение придавалось коллективу, как высшей форме развития любых групп, при этом первостепенно значение имели классы. Понятие «общность» используется для обозначения сходства, единства элементов, составляющих единое целое.

— процесс целеполагания, формирование национальной идеи, мечты;

— наличие определенных социальных отношений;

— наличие определенной стратификации и существование среднего класса;

— общественные институты, движения, фонды, общины;

— определенную ментальность, систему ценностей, смыслов, культуры;

— наличие самосознания образа «мы», идентичности;

-сформированную систему национальной безопасности, в которой безопасность общества и личности имеют приоритетное значение.

При анализе гражданского общества наибольшее внимание привлекает вопрос о соотношении общества и государства. Всегда ли интересы этих двух феноменов совпадают или нет? По сути, сильное общество призвано стоять на страже жизненного пространства общества и его интересов. Общество в свою очередь выполняет функцию связки человека и государства и третейского судьи в их отношениях. Общество выполняет функции общественного контроля и за личностью и за деятельностью государственных органов. Как правило, за все ошибки государства расплачивается общество.

Любое общество имеет свою структуру, она включает социальные группы, социальные слои и социальные классы. Понятие социальный класс – имеет социально-историческое значение, и оно более характерно для европейской традиции, связано со спецификой научно-методологических представлений. Так например, для СССР процесс исторического развития было характерно рассматривать как смену борющихся классов угнетенных и правящих (рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуазии и рабочих). Понятие «класс» характеризует собой не только определенный социальный уровень и экономический статус, но также набор определенных прав, обязанностей, жесткую фиксацию в данном статусе.

Для американской традиции понятие «рабочий класс» нехарактерно, это связано с тем, что социальная структура описывается через «социально-экономический статус», поэтому понятие «средний класс» более прозрачное, обтекаемое, требующее личностного вклада, в отличие от «европейского представления, связанного с родовой принадлежностью к определенному классу.

Для характеристики современной стратификации общества чаще всего прибегают к понятию слой. Данное понятие было достаточно полно исследовано в рамках социологии.

Понятие общность является близким по своему содержанию к понятию «социальный институт».

Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, установок, регулирующих функционирование официальных организаций и социальных групп, образующих социальную систему. С содержательной стороны соц. институт – это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных условиях. Стандарты воплощаются в социальных ролях, характерных для определенной социальной системы.

Среди социальных институтов выделяют:

— регуляционные, определяющие ролевую структуру общества (по различным основаниям пол, возраст, вид деятельности);

регулятивно-контролирующие, устанавливающие допустимые модели поведения и санкции, карающие за выход из этих рамок;

— культурные, связанные с искусством;

интегративные, связанные с ответственностью за обеспечение социальной общности как целого;

Социальные институты выполняют следующие функции: 1) воспроизводство членов общества; 2) социализацию; 3) производство и распределение; 4) соблюдение нормативно-правого порядка; 5) поддержание общей социальной стабильности.

Наиболее важной характеристикой социальной общности является психический склад. К нему относят социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привычек, нравов. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия. Той системы ценностей и ориентаций, в которых происходит процесс социализации. Социальный характер с определенной логикой детерминирует одни поступки и исключает другие.

Лекция «Массы и толпа в психологических теориях и исследованиях».

1. Исследования отечественных авторов (Бехтерев, В. М., Богомолова Н. И., Стефаненко Т. Г., Донцов А. И.,).

2. Концепции зарубежных исследователей (Г. Лебон, З. Фрейд, Милгрэм, Х. Ортега-и-Гассет, С. Московичи).

Источник:
Психологические особенности манипулятора
И лидер, и авторитетная личность должны обладать зачатками манипулирования, осознанного или бессознательного. Если мы сравним важнейшие качества авторитетного человека и манипулятора то, отметим тот
http://studopedia.ru/1_104585_psihologicheskie-osobennosti-manipulyatora.html

Психология общения

На нашем сайте представлена лишь часть ответов из теста по дисциплине «Психология общения».

Если у Вас нет времени на подготовку к тестированию или Вы по какой-то другой причине не можете сдать тест самостоятельно, то обращайтесь за помощью к нам. Мы поможем решить тесты любых учебных заведений правильно и быстро.

Для ознакомления с условиями выполнения тестов и оформления заказа, перейдите в раздел «Решение тестов».

1. Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным и половым характеристикам и т.д.)

2. Основные качества манипулятора

недоверие к себе и другим

3. Комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических и психосоматических заболеваниях – это реализация … функции общения.

4. Особенность невербального общения:

его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания

отсутствие возможности подделать эти импульсы

его проявлениям доверяют больше, чем вербальному каналу общения

5. Когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли – это … общение.

6. Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) – это … общение.

7. Возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого – это …

8. При восприятии людьми друг друга значение имеет определенный порядок поступления информации о человеке для формирования представления о нем. Так, по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Это эффект …

9. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности – это …

10. Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств – это эффект …

11. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы (возрастной, половой, профессиональной) без достаточного осознания различий между ними – это …

12. Манипулирующее воздействие проявляется в …

использовании человека в корыстных целях

демонстрации своей позиции

в покровительственном отношении к человеку

13. Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении – это …

14. На формирование аттракции оказывают наибольшее влияние:

сходство характеристик общающихся

сходство ситуации, в которой находятся партнеры

15. Перцептивная сторона общения включает в себя …

демонстрацию креативного поведения

процесс формирования образа другого человека

16. Человеческая речь характеризуется:

наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции

определенной логикой построения фраз

возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях

17. Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу – это … барьеры.

18. Видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями – это процесс …

19. Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением.

20. Существенный признак внушения:

некритическое восприятие информации

21. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией – это …

22. Передача эмоционального состояния человеку или группе помимо собственно смыслового воздействия – это …

23. Преодоление всех без исключения барьеров общения – это соблюдение следующих условий:

понимание целей партнера

все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения

понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения

знание индивидуальных особенностей партнера

24. Формы реализации делового общения

25. Французская пословица гласит, что умение сказать человеку то, что он сам о себе думает – это …

26. Желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других – это … общение.

27. Последовательность этапов делового общения:

выявление мотивов общения

28. Основные механизмы познания другого человека:

Социальные сети стали не только средством общения, но и средством заработка. Набрав в поиске социальной сети «диплом на заказ», мы получим несколько десятков, а может и сотен предложений. Попытаемся разобраться у кого из них можно заказывать работы, а у кого — нет.

Ищите образец рецензии к диплому? Вы на верном пути! Наш бесплатный сервис “Рецензия на диплом онлайн” позволяет создать образец внешней рецензии за 5 минут. Для этого Вам достаточно заполнить необходимые поля и нажать клавишу “Сформировать”.

В одной из своих статей я уже писал об электронных тестах или как их еще называют тесты онлайн. Здесь хотелось бы дать несколько полезных советов студентам, сдающим тесты РАНХиГС (ВВАГС).

Прочитав данную статью, Вы сможете: понять как выбрать исполнителя, который поможет Вам написать диплом; на что нужно обратить внимание при заключении договора. И, главное, у кого ни в коем случае не стоит заказывать написание диплома.

Ещё несколько лет назад, чтобы написать диплом нужно было сходить в читальный зал, перечитать десятки книг, журналов, выписать нужный материал для дипломной работы или купить недостающий материал в книжном магазине. Словом потратить много времени, денег и собственных сил.

Кульминацией любого образования является получение документа, свидетельствующее об этом. Для любого студента защита дипломной работы – итог нескольких лет учебы, открывающий двери в самостоятельную рабочую жизнь.

Материал о целесообразности и необходимости заказать написание дипломной работы в специализированной фирме. Обоснование преимуществ в части экономии времени.

ООО «АССИСТЕНТ ГРУПП» | Полное или частичное копирование контента сайта запрещено!

Источник:
Психология общения
Бесплатные ответы на тест Психология общения. Тест для самопроверки всем, кто решает тесты самостоятельно.
http://nn.dekane.ru/psihologiyaob-s1/

(Visited 308 times, 1 visits today)