Невроз навязчивых состояний

Навязчивые движения у детей

Чаще всего причины детских неврозов навязчивых состояний — это внезапные психических травмы. При этом взрослыми ситуация может быть и не оценена как травма. Однако у ребенка может быть абсолютно другое видение ситуации. В качестве примера можно рассмотреть случай, когда мама резко отлучила ребенка от груди. В результате малыш «приобрел» такой навязчивый ритуал — перед тем как уснуть, ему обязательно необходимо потереть родинку на щеке мамы. Вариантами навязчивого состояния в такой ситуации может быть сосание пальца, накручивание волос на палец, сосание уголка подушки и т.д.

Среди других психоэмоциональных факторов, сильно влияющих на развитие навязчивых движений у детей, можно отметить неблагополучную обстановку в семье (частые скандалы, ссоры), различные взгляды родителей на воспитание ребенка, чрезмерное внимание к его питанию, многочисленные строгие запреты, диктаторский или попустительский стили воспитания.

Перемены в жизненном укладе и распорядке, также может стать причиной детских неврозов — спровоцировать навязчивые тики и навязчивые движения у детей. К примеру, поступление в детский сад или школу может вызвать стресс и развитие невроза у детей, особенно у чрезмерно балованных, а также у детей со слабым типом нервной системы.

В группу риска развития невротических реакций попадают и те дети, которые перенесли черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания (в том числе туберкулез), имеющие хронические заболевания внутренних органов (ревматизм у детей, порок сердца и др.). Эти болезни истощают центральную нервную систему, снижают защитные свойства организма. В результате даже относительно простая ситуация может стать для ослабленного ребенка сильным испытанием.

Лечить любые нервно-психические расстройства, в том числе и невроз навязчивых состояний, необходимо под строгим контролем врача. Важно, чтобы ребенок наблюдался в течение длительного времени (и в период лечения, и при последующей профилактике) у одного и того же специалиста. При этом не стоит рассчитывать на какие-либо чудодейственные средства, которые моментально помогут. Лечение неврозов у детей, как правило, требует длительного времени.

Лекарственные препараты обязательно должен назначить врач.

Но помимо этого в лечении и предупреждении нервно-психических расстройств очень важную роль играет воспитание. Родители должны быть спокойными и постоянными в своих взглядах.

С малых лет ребенка нужно приучать к труду. Уже в 2 года малышу нужно предлагать убирать за собой игрушки и есть самостоятельно. К 3 годам ребенок хотя бы частично должен уметь сам одеваться и так далее. Родителям важно понимать, что избалованные дети чаще других подвержены нервным заболеваниям.

Обязательно нужно закалять ребенка. Причем и в прямом, и в переносном смысле. Так, очень важно выработать у ребенка правильное отношение к боли, холоду, жаре, голоду, жажде и т.д.

Обязательно нужно обратить внимание на темперамент малыша. Характер, заложенный в ребенке с рождения, проявляется постепенно. А потому корректировка вполне возможна. Особенно это касается меланхоликов и холериков. Они в группе риска. Детям-меланхоликам следует учиться самостоятельности, решительности, упорству. Холериков надо обучать сдерживать себя, доводить дела до конца.

Соблюдение режима дня, избегание переутомления, приучение к опрятности, контроль за информацией из телевизора, умеренная физическая нагрузка — все это важные составляющие лечения неврозов у детей и профилактики навязчивых состояний у детей. И нередко они оказывают более значительное влияние на ход лечения неврозов, чем медикаментозные меры.

Источник:
Навязчивые движения у детей
Навязчивые движения у детей всегда сопровождаются переживаниями, высоким эмоциональным напряжением, отрицательно сказываются на психике ребенка. И, как любые неврозы у детей, требуют лечения. Невроз навязчивых состояний у детей, навязчивые движения у детей, причины детских неврозов, лечение неврозов у детей.
http://pulsplus.ru/baby/categories/treatment/articles/navazchivyje-dvizhenija-u-detej/

Невроз навязчивых состояний, обсессивно-компульсивное расстройство

Невроз навязчивых состояний, обсессивно-компульсивное расстройство.

Что такое обсессивно-компульсивное расстройство?

Можно ли лечить обсессивно-компульсивное расстройство?

Больной сопротивляется этим навязчивым действиям, поскольку считает их бессмысленными, но безуспешно: если он прерывает контролирование, счет, мытье и т. п., то возникает страх, что случится что-то плохое, произойдет несчастье, он кого-то заразит и т. д. Этот страх только усиливает навязчивые действия, но никак не проходит. Особенно мучительны контрастные ассоциации между неприличными и «священными» представлениями, постоянный антагонизм между запретными импульсами и предписаниями этики. Симптомы навязчивости имеют тенденцию расширяться. Вначале закрытая дверь проверяется 1 — 2 раза, а затем это делается несчётное число раз; навязчивый страх направлен только на кухонный нож, а затем уже на любые острые предметы. Мытьё рук осуществляется до 50 раз или ещё чаще.

В процессе психотерапии важно разорвать порочный круг «пугающие мысли-страх сойти с ума». Невроз навязчивых состояний — это невроз, а не психоз, то есть люди «с ума при этом не сходят», но испытывают сильнейший эмоциональный дискомфорт, недоверие в отношении своих мыслей и действий, страх за себя или своих близких. К сожалению, часто именно страх мешает вовремя обратиться к специалисту и прервать развитие и хронизацию невроза. Поэтому важно на первых этапах развития невроза своевременно обратиться к врачу-психотерапевту >>

Источник:
Невроз навязчивых состояний, обсессивно-компульсивное расстройство
Как преодолеть невроз навязчивых состояний, обсессивно-компульсивное расстройство?
http://www.psyline.ru/andepr3.htm

Невроз навязчивых состояний

Первой вехой на пути становления клинических представлений о неврозе навязчивых состояний, после блестящих исследований P. Janet (1911), было разделение «навязчивого невроза» на невроз навязчивых состояний и психастению. S. Freud (1922) принадлежит дифференциация невроза страха и невроза навязчивости. В МКБ-8 и МКБ-9 невроз навязчивых состояний представлен в виде форм: обсессивно-компульсивного и фобического неврозов.

Большинство авторов рассматривают классические формы психастении в рамках психопатий и признают самостоятельность невроза навязчивых состояний. Не часто встречающиеся формы невротической (приобретенной) психастении вошли в МКБ-9 под шифром 300.82.

Невроз навязчивых состояний (навязчивый невроз) попадается реже, чем истерии и неврастения. Заболевание характеризуется тем, что навязчивыми симптомами практически исчерпывается вся его клиническая картина и что именно навязчивые в подобных случаях являются источником декомпенсации. При неврозе навязчивых состояний, навязчивые явления представлены очень четко. Объем сознания чаще не находят видоизменений, степень критического отношения высока, а компоненты борьбы ярко выражены.

Из всего разнообразия фобий в клиническую картину невроза навязчивых состояний обычно включаются следующие: эрейтофобия — навязчивый страх покраснения; оксифобия — навязчивая боязнь острых предметов; лиссофобия — навязчивый страх сумасшествия; агорафобия — навязчивая боязнь открытых пространств (площадей, широких улиц и др.); гипсофобия — навязчивый страх высоты; клаустрофобия — навязчивая боязнь закрытых помещений; мизофобия — навязчивый страх загрязнения; кардиофобия — навязчивый страх за состояние своего сердца.

Если некоторые из фобий при неврозе навязчивых состояний встречаются преимущественно в изолированном виде (такие, как мизофобия, эрейтофобия), то другие выступают в различных сочетаниях, причем первично возникшая фобия приводит к развитию в динамике невротического состояния вторичных, третичных и т. д. навязчивых страхов. Так, например, кардиофобия обуславливает появление клаустрофобии, агорафобии или к первично возникшей лиссофобии присоединяется навязчивая боязнь острых предметов.

Наиболее редкими симптомами невроза навязчивых состояний являются навязчивые мысли (невроз навязчивых мыслей), воспоминания, сомнения, навязчивые движения (невроз навязчивых движений), и действия (невроз навязчивых действий), которые, помимо навязчивой составляющей, характеризуются сознанием их болезненности и критическим к ним отношением.

Самая распространенная разновидность навязчивых действий — ритуалы. Ритуалы — это навязчивые действия и движения, которые сопровождаются навязчивыми страхами, опасениями и сомнениями. Следует отметить, что в широкой клинической практике нередко отмечается сочетание фобий с обсессиями, т. е. речь идет о различных вариантах обсессивно-фобичекого или фобически-обсессивного синдрома.

Клиническая картина невроза навязчивых состояний не исчерпывается лишь обсессивно-фобическими проявлениями. В ней всегда представлены и общеневротические (или, как их часто называют, неврастенические) симптомы, к числу которых относятся трудность концентрации внимания, утомляемость, нарушения сна, повышенная раздражительность и др.

При неврозе навязчивых состояний в форме невротической реакции речь идет о фобиях (чаще кардиофобиях и др.), в основе которых обычно лежит переживание страха смерти. В случае постепенного развития «>невроза (форма невротического развития) навязчивый симптомокомплекс более сложный, нередко наряду с фобиями имеются навязчивые мысли и действия. У таких больных часто развиваются ритуалы. В то время как при острых формах относительно большее значение приобретает ситуационный фактор, при формах невротического развития его роль выступает менее отчетливо; в то же время большее значение имеют особенности личности больного и условия их формирования.

По данным Л. И. Кругловой (1972), группы больных с навязчивыми состояниями политематического и монотематического содержания характеризовались по отношению ко всей выборке больных с затяжными формами неврозов (1733 человек) максимальными показателями хронизации. По всей этой группе экстенсивный показатель больных с давностью заболевания свыше 5 лет составил 65,8 %. О тяжести этих форм невроза говорят также показатели частоты их госпитализации в отделение неврозов: 45.9 % больных получили больничное лечение, в том числе 8,2 % — неоднократное.

Особенности течения невроза навязчивых состояний в отечественной литературе представлены, прежде всего, в работах Н. М. Асатиани. Она выделяет три типа его течения: первый — однократный приступ болезни, который может длиться неделями или годами; второй характеризуется рецидивами болезни, чередующимися с периодами полного здоровья; при третьем типе наблюдается непрерывное течение невроза с периодическим усилением симптоматики.

И. М. Асатиани указывает также на три стадии в течении этого невроза, отражающих тяжесть заболевания и имеющих значение для оценки поступательного и обратного развития клинической его картины. Первую стадию характеризуют навязчивые страхи, которые возникают лишь под непосредственным влиянием травмирующего раздражителя; во второй стадии навязчивые страхи возникают также в случаях одного лишь ожидания встречи с травмирующей ситуацией; для третьей стадии типично возникновение навязчивостей даже под влиянием одних лишь навязчивых представлений о возможной встрече с травмирующими обстоятельствами.

Отмечается также характерное изменение мер защиты, используемых больными для борьбы с навязчивостями. В начальном периоде это может быть только логическое самопереубеждение или мысленный уход от навязчивых страхов. В дальнейшем, при более тяжелом неврозе, больные стремятся избегать встреч с травмирующими моментами, вовлекают в свои защитные действия нередко и близких. Особенно тяжело протекает заболевание в тех случаях, когда начало невроза приходится на периоды детства, отрочества, юности, второй период зрелости и инволюции (36—65 лет). К признакам, указывающим на утяжеление «>невроза навязчивости, Н. М. Асатиани относит появление в картине заболевания навязчивых сомнений и навязчивостей по контрасту.

Н. К. Липгарт (1970) также указывает на две возможные формы борьбы больных неврозом навязчивости — активную и пассивную. При первой, которая встречается относительно реже и в самом начале заболевания, больной направляет все внимание и все свои силы на устранение навязчивого симптомокомплекса, делая все вопреки ему. При пассивной борьбе больной переключает внимание, предотвращает реализацию навязчивости или вырабатывает меры защиты — ритуалы.

Характерным для невроза навязчивых состояний изменением личности является возникновение тревожно-мнительных черт, что объясняет сближение больных неврозом навязчивости с лицами, страдающими психастенией. Больные в той или иной мере становятся тревожными, мнительными, ипохондричными, склонными к депрессивным реакциям. Однако, как подчеркивают многие авторы, указанные изменения личности чаще всего носят динамичный характер и под влиянием психотерапии в случаях уменьшения навязчивых переживаний могут существенно

ослабевать или даже исчезать.

Проведение дифференциальной диагностики невроза навязчивых состояний с другими формами неврозов требует учета клинической картины этого заболевания, а также двух других критериев — особенностей личности и специфики патогенной ситуации.

Указанные критерии, составляющие суть позитивной диагностики неврозов, весьма существенны при отграничении невроза навязчивых состояний от других заболеваний, в клинической картине которых обсессивно-фобическая симптоматика может быть значительно выраженной (психопатии, циклотимия, неврозоподобная шизофрения, органические заболевания головного мозга и др.).

Ряд авторов описывают фобические расстройства при диэнцефальной патологии. Фобии у больных с неврозоподобной формой инфекционного диэнцефалита обычно обусловлены сопутствующей психогенией. Разумеется, это не относится к состоянию страха вообще, который нередко бывает при диэнцефалитах. Чаще всего наблюдается безотчетный неопределенный страх, возникающий во время диэнцефальных кризов.

Большие трудности нередко возникают при дифференциальной диагностике между неврозом навязчивых состояний и ранним периодом медленно развивающейся шизофрении. Больные вялотекущей шизофренией (неврозоподобной, псевдоневротической, латентной, мягкой и др.), как показывают эпидемиологические исследования, составляют значительную группу среди всех больных шизофренией.

По данным В. М. Воловика (1975), невротические и психопатоподобные проявления в начальном периоде вялотекущей шизофрении установлены у 72,8 % (из 287 больных, принятых на учет диспансерами Ленинграда), а среди 434 больных, обследованных лично автором, в начале заболевания указанные расстройства отмечены в 92,4 % случаев.

Продромальный период характеризовался астеническими, невротическими, психопатоподобными, аффективными нарушениями и нейровегетативными расстройствами, отражающими срыв наиболее общих механизмов компенсации и не заключающими в себе ничего специфического. Особенно трудными в дифференциально-диагностическом плане, по данным автора, были случаи малопрогредиентной вялотекущей шизофрении, когда на протяжении длительного времени в клинической картине не появлялись «сквозные» симптомы.

На основании многолетних наблюдений инициального периода шизофрении В. М. Воловик отмечает, что ни начало заболевания в связи с актуальной психогенией, ни возникновение стойких реакций при проведении психотерапии и под влиянием ситуационных моментов не могут использоваться в качестве критериев, дающих основание исключить шизофрению. Имеющиеся здесь трудности в значительной мере обусловлены патоморфозом психических заболеваний, возрастанием роли психологических факторов в патопластике, оформлении психопатологических расстройств в инициальном периоде процессуального заболевания, особенно при вялом его течении в силу большей сохранности личности.

На основании клинико-психопатологического и клинико-анамнестического исследования 115 больных с вялотекущей неврозоподобной шизофренией Ю. И. Полищук (1986, 1988) приходит к выводу, что альтернативная постановка вопроса — невроз или эндогенный процесс — является неверной. Анализ показал, что фобии, навязчивые и другие расстройства в этих случаях являются преимущественно психогенно обусловленными. Однако их развитие и атипичные нередко проявления опосредованы патологически измененной церебральной почвой в результате малопрогредиентного эндогенного процесса. Только такое понимание этой объективно сложной проблемы, отмечает автор, предполагает более перспективное сочетание в лечении данных контингентов больных психотерапии и психотропных средств.

Источник:
Невроз навязчивых состояний
Невроз навязчивых состояний: описание заболевания
http://nevrozov.ru/nevroz-navyazchivyx-sostoyanij.html

Невроз навязчивых состояний

Навязчивые состояния — непроизвольно возникающие и чуждые личности, обычно неприятные представления, воспоминания, сомнения, страхи, мысли, навязчивые движения и действия, влечения и стремления при сохранности критического к ним отношения и попытках борьбы с ними.

В отличие от невроза страха навязчивые страхи воспринимаются как чуждые личности переживания, хотя у детей раннего и дошкольного возраста не всегда имеет место критическое отношение к своему состоянию. По внешним проявлениям навязчивые страхи бывают весьма разнообразными и носят конкретный характер. Так, в дошкольном возрасте может быть страх острых предметов (ножи, вилки, иголки), особенно в случае небольшого повреждения ими в прошлом, страх болезни и смерти родителей и близких, реже страх за свое здоровье, страх загрязненности и т.п.

Мне приходилось наблюдать девочку 10 лет, у которой был навязчивый страх, что ее украдут. Она — единственный ребенок в семье занятых родителей: мать — учительница, постоянно занятая дома проверкой тетрадей своих учеников и составлением различных планов работы, отец — преподаватель института, занимающийся работой над диссертацией, любитель женского пола и увеселительных компаний. На этой почве часто возникали размолвки и ссоры родителей, во время которых девочка находилась в своей комнате.

Однажды вечером она испугалась, когда в комнате внезапно погас свет и что-то сильно ударило в окно, то ли птичка, то ли майский жук. Ребенку показалось, что кто-то влезает через окно в комнату, чтобы ее украсть. Но почти тут же свет снова зажегся, и она выбежала в комнату родителей. А накануне дома были разговоры, что у кого-то пропал ребенок. Отец как бы в шутку сказал: «А может его украли» — и пристально посмотрел на дочь. Та слегка встрепенулась. Мама-тут же резко ответила отцу, что он несет чушь, и на этом все.

Вскоре девочка с опаской стала поглядывать на окно, следила, чтобы оно было плотно закрыто, и с неохотой оставалась одна в своей комнате. А затем стала подробно расспрашивать маму, кого украли и зачем. Мать поняла опасения дочери, проводила с ней разъяснительные беседы, и вроде все успокоилось, но девочка всегда тянула в свою комнату одного из родителей, а одна в ней оставаться не хотела. Так продолжалось около года.

Примерно через 2 года эта девочка испугалась на улице пьяного мужчину и почувствовала замирание в сердце. Возник страх болезни сердца, который прошел после консультации кардиолога и записи электрокардиограммы, которая оказалась нормальной.

В данном случае неосторожное высказывание отца явилось психотравмой, которая была психологически глубоко значимой для ребенка, но при случайном совпадении обстоятельств явилась толчком для возникновения навязчивых страхов. Этому способствовало дефектное воспитание ребенка и конфликты в семье. В последующем возник страх и другого характера, который быстро исчез. Что будет дальше с девочкой? Хочется надеяться, что все сложится хорошо, но не исключена возможность развития и другого навязчивого состояния. Почва для этого подготовлена.

Это наблюдение подчеркивает лишний раз, насколько следует быть осторожным при разговоре с ребенком. Иногда неосторожно сказанная фраза может оставить глубокий след в ранимой детской душе. А что касается семейных размолвок и всяких ссор,то их нужно решать в отсутствие ребенка (а еще лучше не заводить вообще, насколько это возможно). К тому же очень трудно скрыть от детей ненормальные взаимоотношения родителей. Они могут не видеть и не слышать родительских конфликтов, но хорошо чувствуют (больше, чем нам кажется) семейное неблагополучие.

В старшем детском возрасте и у подростков возможны навязчивые страхи, связанные с собственным здоровьем: кардиофобия — страх заболевания сердца, канцерофобия — страх заболеть раком, маниофобия — страх психического расстройства, фобофо-бия — страх возникновения страха.

Следует отметить, что при указанных страхах, относительно редко встречаемых в детском возрасте, полностью индифферентного отношения к своему состоянию практически не бывает. Все это •указывает на относительность и трудность отличия невроза страха от навязчивых страхов.

У детей также относительно редко могут встречаться индифферентные, но непреодолимо возникающие страхи покраснеть перед публикой или собеседником (эрейтофобия), заикаться и неправильно произносить нужные слова (логофобия), страх закрытых (клаустрофобия) или открытых (агарофобия) пространств; могут быть также страхи высоты, загрязнения, заражения инфекционными заболеваниями, поездки в метро и многие другие навязчивые страхи.

Мне приходилось наблюдать одиноко живущего (разведенного) инженера среднего возраста, у которого в течение многих лет наблюдается страх закрытых пространств, наступивший вскоре после развода. Он боялся находиться в любом закрытом помещении, кроме своей квартиры и рабочего кабинета. Вначале возник страх поездки в поезде (а работа связана с частыми командировками), затем в троллейбусе, трамвае, метро, автобусе, и он мог ездить только в такси. По этой причине ему пришлось менять квартиру ближе к месту работы. Он не мог посещать театры, кино; находясь в кинотеатре, должен был постоянно видеть перед собой дверь выхода и соответствующую светящуюся надпись. При этом часто больше смотрел туда чем на экран.

В беседе он сказал, что прекрасно понимает глупость, беспричинность и нелепость своего состояния страха, которое как наваждение преследует его повсюду, но справиться с этим не может. А что будет, если я стану бояться собственной квартиры и рабочего кабинета? И как тогда жить?» — прозвучало в конце беседы. Казалось бы, навязчивый страх — это малозначимое в жизни человека состояние, коль понятна вся его нелепость и необоснованность. Однако это болезнь, ибо она ограничивает свободу жизнедеятельности и трудоспособности человека.

Навязчивые действия, как группа навязчивых состояний весьма разнообразна и касается навязчивостей в двигательной и психической сферах. А в детском возрасте наиболее часто встречаются навязчивые тики и различные гримасы.

Нередко навязчивые движения носят характер ритуалов — символических действий или защитных явлений, чтобы обезопасить себя от навязчивых страхов. Например, при навязчивом страхе заразиться и заболеть больной часто моет руки, потряхивает ими. При страхе посещения школы вследствие невыученных уроков ребенок иногда совершает ряд предотвращающих действий, чтобы его не спрашивали: он может своеобразно надеть ранец, обойти вокруг стола, повернет голову и сплюнет вправо, а затем влево; записывает на листке бумаги магические слова или цифры, подчеркивает отдельные буквы, прикасается к определенным предметам и т.п. Характер защитных ритуалов может быть очень сложным и разнообразным. Все это указывает на единство навязчивых действий, когда первое порождает второе как своеобразную болезненную психологическую защиту.

К навязчивым движениям можно отнести и некоторые патологические привычки детского возраста, например кусание ногтей, сосание пальцев, выдергивание волос, если они воспринимаются ребенком как чуждые, лишние и вредные привычки, от которых он делает попытки избавиться. Однако навязчивый характер таких привычек установить очень трудно, так как они в основном наблюдаются у детей раннего возраста, поэтому отнесены в группу системных неврозов.

Навязчивости в психической сфере еще более полиморфны, чем навязчивые движения. Это могут быть навязчивые влечения, мысли, сомнения, опасения, припоминания, патологические привычки и ряд других действий, которых бесчисленное множество (описано около 400 видов навязчивостей).

Навязчивые влечения проявляются желанием совершить какие-либо опасные действия по отношению к себе (спрыгнуть с балкона, перебежать дорогу перед надвигающимся транспортом и т.п.), или другим (толкнуть кого-то под машину, ударить палкой или острым предметом впереди идущего, в том числе родителей, и т.п.). Ребенок осознает невыполнимость такого поступка и никогда его не совершит, но подобная мысль преследует его постоянно.

Иногда простые и безобидные влечения могут стать причиной больших неприятностей, например желание заглянуть в чужую сумку, кошелек, ящик стола, потрогать чужие предметы и т.п. Ребенка могут уличить в воровстве, хотя его влечет непреодолимое желание только посмотреть. Сюда можно отнести чтение слов наоборот, особенно вывесок, лозунгов, названий улиц и др.

Вспоминаю случай из далекого прошлого. Во время учебы в медицинском институте один студент, очень эмоциональный юно^иа, любимец общества, не страдающий никакими видимыми психическими дефектами, как-то сказал в виде шутки в кругу ребят, что ему очень нравится и хочется читать вывески наоборот: «Уже прочитал все на Ленинском проспекте, сегодня пойду на другие улицы». И он делал это. Мы посмеивались над ним, он же смеялся над собой, но говорил, что его так и тянет сделать это. Встретился с ним примерно через 25 лет после окончания института, он был полковником медицинской службы, хорошим специалистом. Спросил у него, как с обратным чтением. Он вначале не понял, о чем речь, затем вспомнил и ответил: «Была в прошлом эта дурь, но давно прошла».

Как отдельный вариант навязчивостей выделяется «навязчивый счет» в виде непреодолимого стремления считать прохожих, окна, дома, этажи. Один ребенок с навязчивыми тиками рассказывал мне, что постоянно на улице считает этажи домов, если даже проходит в этом месте сотню раз и уже все знает, а перебороть это желание очень трудно.

Разнообразны по характеру и навязчивые мысли, сопровождающиеся контрастными переживаниями (по В. В. Ковалеву, «хуль-ные мысли»). Он приводит и характерные примеры: навязчивая мысль «пусть мама умрет» или мысли бранного содержания: «мама — дура, балда». Это сопровождается глубоким переживанием как недозволенное, чуждое. Редкой формой навязчивостей у детей бывает желание «пукнуть» в обществе, и при этом они даже слегка напрягаются, «чтобы проверить себя».

Навязчивые сомнения — назойливая неуверенность в правильности выполненных действий. Например, выключены ли свет, газ, закрыта ли квартира. При таком сомнении все проверяется по много раз, даже возвращаются с улицы, чтобы еще раз убедиться.

Возможны навязчивые опасения — неуверенность в правильности выполнения обычных действий, например, не растеряется ли при ответе на уроках, сумеет ли найти туалет на улице, если захочется помочиться, хотя в прошлом серьезных неприятностей по этому поводу не было.

Навязчивые припоминания — не обусловленное необходимостью желание вспомнить имена старых знакомых, героев книг и кинофильмов, номера телефонов, время свершения каких-либо событий. Навязчивый характер могут иметь и различные привычки, к примеру, покусывание или облизывание губ, поглаживание бровей или прически, частое оплевывание, если выполнение их сопровождается чувством облегчения и желанием повторить снова.

У одного ребенка может быть одна, несколько и множество различных навязчивостей. Одни из них наблюдаются постоянно, другие периодически или в меньшей степени.

Невроз навязчивых состояний носит длительный характер, при этом навязчивые страхи менее продолжительны, чем навязчивые действия. Первые могут возникнуть лишь периодически, особенно после психотравмирующих межличностных и внутридушееных конфликтов, навязчивые действия нередко бывают постоянными, периодически то усиливаясь, то ослабевая.

Если имеется сочетание взаимосвязанных навязчивых страхов и навязчивых действий, исчезновение первых приводит к уменьшению или прекращению вторых.

Длительно существующие навязчивые состояния вызывают эмоционально-поведенческие расстройства в виде повышенной утомляемости, слабости, робости и нерешительности, неуверенности в своих силах и чувства собственной неполноценности. Это особенно выражено при наличии тревожно-мнительного преморбитного фона и способствует дизадаптации ребенка е коллективе.

В заключение необходимо отметить, что наличие небольшой периодически возникающей навязчивости — это еще не болезнь (в данном случае невроз). У здорового человека, особенно во время усталости, может наступить навязчивое состояние в виде, например, навязчивой мелодии, она повторяется редко. Если же навязчивость возникла и долго не исчезает, лишь ослабевая и усиливаясь, то необходимо обратиться к врачу — неврологу или психиатру.

Источник:
Невроз навязчивых состояний
Навязчивые состояния — непроизвольно возникающие и чуждые личности, обычно неприятные представления, воспоминания, сомнения, страхи, мысли, навязчивые движения и действия, влечения и стремления
http://psyera.ru/nevroz-navyazchivyh-sostoyaniy-1235.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)