Как правильно критиковать

Просмотров: 20

Как научиться критиковать, чтобы не обидеть

В любом общении человеку трудно будет обойтись без критики. Как бы мы не старались, но всегда приходится говорить о том, что нас не устраивает в других. Главный вопрос, как правильно это сделать, чтобы человек не только тебя понял, а еще и не обиделся и принял к вниманию все замечания. Критика может быть конструктивной и деструктивной, она может приносить пользу и вред, может улучшить человека, а может обидеть и активировать комплексы. Предлагаем вам пройти 10 шагов и узнать, как правильно критиковать, чтобы не обидеть человека.

В жизни бывают разные ситуации. Будет это ли критика родных, или критика подчинённого, постарайтесь прочувствовать состояние другого человека и подобрать соответствующий момент. Если человек находится в раздраженном состоянии или в его жизни на данный момент есть какие-то затруднения и тяжёлые ситуации, отложите критические замечания на более благоприятный период. В таком состоянии люди не смогут адекватно воспринимать ваши слова, даже если они будут сказаны в самом дружелюбном тоне. Также, позаботьтесь о том, чтобы при вашем разговоре не было посторонних лиц.

Критикуйте поступки, а не личность.

Когда перешли к критике, ни в коем случае не начинайте оценивать самого человека, и его качества.

Все люди разные и к каждому необходим свой подход. Проанализируйте, какой человек находится перед вами и, соответственно его интересам, характерному поведению, начинайте разговор. Если собеседник привык, что его постоянно хвалят, он все делает верно, и никогда не ошибается, то критические замечания должны быть мягкими, осторожными, но понятными и конкретными. Для серьезного делового человека даже в повседневной жизни необходимо выбрать краткий стиль критики с вариантами изменений, которые вы хотели бы увидеть. Для творческого человека можно подобрать образное замечание, для юмориста – шуточное.

Старайтесь высказывать свои мысли так, чтобы не сложилось мнение, что ошибка уже не исправима и человек попал в безвыходную ситуацию. Укажите на то, что хоть и была допущена оплошность, но ее легко исправить.

Расскажите о подобных ситуациях на примере своей жизни.

Для того, чтобы человек не почувствовал себя ни к чему не годным, расскажите о своих промахах и ошибках, поделитесь своим опытом переживания подобных ситуаций. Самокритика покажет вашему собеседнику, что вы ему доверяете и верите, что у него все получится, как и у вас получилось.

Если человек возражает вам и доказывает свою правоту, не начинайте отвергать его мнение. Каждый имеет право на свой взгляд и свое понимание. Примите его спокойно и с уважением.

Не надо упоминать о прошлых, давно канувших, проступках. Делайте акцент на главных и актуальных проблемах, не мелочитесь и не вспоминайте незначительные просчёты.

Психика человека устроена так, что в памяти всегда больше сохраняется начало и конец информационного сообщения. Выше было сказано, что начинать критику необходимо с доброжелательного тона и похвалы человека. Заканчивать разговор необходимо в том же тоне. Вновь укажите на достоинства человека, выразите надежду, что ваши слова были услышаны и подобное больше не повторится. Сделайте так, чтобы минимизировать негативный аспект вашего разговора.

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как правильно критиковать. Практическое руководство

Давно надо было написать этот мануал. И я буквально весь последний год собиралась, каждый раз, когда встречала фразы вроде:

  • «ну вы же это написали, значит, должны быть готовы к критике»,
  • «вы неадекватно воспринимаете критику»
  • «вы обижаетесь на заслуженную критику»
  • «вас, видимо, нельзя критиковать, а можно только хвалить»
  • «я просто даю вам обратную связь»
  • «я вам помочь хочу, а вы!»
  • «это интернет, детка»

И так далее, и тому подобное. Молчать больше не могу. Пишу.

Люди! Большое вам спасибо, что вы такие неравнодушные. Это невероятно круто, когда кому-то настолько тревожно за других, что он не жалеет времени и знаний на комментарии и критику. Это очень ценно, и это, правда, важно. Берегите, пожалуйста, в себе это неравнодушие.

Только вот насчёт того, что вышесказанное — именно критика, вас кто-то жестоко обманул. То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат — ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим.

Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться и которая действительно очень нужна, в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.

Давайте же поговорим про критику, про то, как делать хорошо и как, по возможности, не делать плохо — и попробуем изменить наш мир к лучшему.

Это анализ, оценка и разбор какого-либо произведения, явления или продукта (и даже человека), с указанием возможностей улучшения.

Иллюстрации: © Alicja Ludwichowska • F3.livejournal.com

Какая у критики цель? Как ни странно, но — помочь её объекту в том, чтобы улучшить себя или своё творение, стимулировать на развитие. Правильная критика вызывает хорошие чувства и положительно мотивирует, потому что объект критики понимает: он не один, ему помогают, за качество его работы переживают из позиции «плечом к плечу».

Человеку русской культуры с предыдущим абзацем обычно хочется не просто поспорить, а разнести его в пух и прах, потому что в голове он никак не укладывается. И у этого есть причины: дело в том, уважаемые читатели, что мы с вами выросли в очень жёстких условиях, в которых пряников было мало, а кнутов — гораздо больше, чем хотелось бы. Я имею в виду даже не столько семьи (хотя и их тоже), а условия в целом, ту среду, которая нас окружает много лет. Для этой среды типично массовое «недержание негативного аффекта», то есть, абсолютная нормальность публичных реакций любой степени жёсткости на всё подряд, без оценки — уместны ли они, адекватны ли они.

У этого, в свою очередь, тоже есть причины:

  • плохие границы в масштабе нескольких поколений;
  • неумение контейнировать собственный аффект и дискомфорт;
  • жертвенность, готовность терпеть, и в то же время — агрессивность и жестокость (тоже в масштабе поколений);
  • собственный Внутренний Критик гигантских размеров;
  • мощные, многослойные рационализации (в плане обоснований, зачем всё это нужно — например, чтобы не зазнаваться, вырасти человеком, самивиноваты и т. д.);
  • и другие не очень приятные процессы, как коллективные, так и индивидуальные.

По результатам всех этих процессов, а также личных неприятных историй, которые случаются с людьми, у нас с вами в головах формируется некий свод правил и установок. В числе их и правила/установки, касающиеся критики. Например, если вы погуглите слово «критика» (на русском языке), то выдача будет почти полностью состоять из текстов о деструктивной критике — про обвинения, недовольство, претензии и злость. Именно так в нашей культуре воспринимается это слово и это явление.

К сожалению, в основном все эти наши типичные представления — перекошенные и искажённые, почти полностью или полностью не совпадающие с реальным пониманием критики и её целями. Я уверена, что это можно и нужно исправлять, в первую очередь в себе самих. В том числе, писать мануалы и инструкции и делиться опытом, который поможет тем, кто хочет научиться критиковать иначе.

Тем, кто учиться не хочет, а хочет продолжать делать как удобно, я предлагаю прямо с этого места закрыть страницу, потому что помочь вам не смогу. А с теми, кто остался, давайте рассмотрим две наиболее распространённые ошибки, которые делают люди нашей с вами ментальности в процессе критики.

Идею ответа только по запросу (на всё, что угодно) человеку нашей ментальности тоже крайне трудно осознать. Галочки «по умолчанию» выставлены у нас в головах так, что любое проявление любого человека в окружающую среду автоматически означает, что каждый мимо проходящий имеет неоспоримое право эти проявления оценить, осудить, что-то про них сказать, как-то отреагировать в меру своих сил и ума. И рассчитывать, что его послушают (а ещё лучше, если примут к сведению и поблагодарят). Также по умолчанию стоит галочка «обидеться, рассердиться и высказаться, если не захотели слушать (принимать, благодарить)».

ПОЧТИ НИКОГДА НЕ УДАЁТСЯ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЁ НАОБОРОТ. Я и сейчас не уверена, что у меня получится докричаться. Но, видите, пробую. Ещё жива надежда.

Люди! Если в окружающую среду не было запроса на ваши реакции, то никакого позыва «покритиковать» у вас просто не должно возникать. И уж тем более, не должно возникать обиды на то, что кому-то неинтересно ваше мнение и вы как его источник. У вас могут возникать чувства, мысли и реакции в ответ на любой стимул. Но они — только ваши, и вам с ними иметь дело. Если же у них почему-то сразу есть вектор в сторону обратной связи источнику стимула, то это нездоровая фигня, сразу по многим пунктам. Работайте с нездоровыми фигнями, пожалуйста, а не бейтесь ими об других почём зря. От битья не пройдёт.

Основная причина, как я уже упоминала — это жёсткая среда, в которой мы выросли, и связанные с нею искажения восприятия. Вследствие искажений мы принимаем за критику просто всё негативное подряд — как в свой адрес, так и от себя.

Тут я уже хочу приводить примеры, потому что с ними сразу понятно, что имеется в виду.

Примеры: Мне не нравится, мне не помогло, мне никакой информации не несёт, ко мне неприменимо, я не такой и т. д.

Почему это не критика: Вы делитесь какой-то своей эмоцией или мыслью: например, нарушенными ожиданиями, досадой о потраченном времени, инсайтом, информацией о себе и пр. Но человеку в 95% случаев это не нужно, неинтересно и бесполезно, потому что это — о вас, а не о нём, и не о его творении. Получается немного похоже на анекдот — «Пришёл сказать, чтоб на меня не рассчитывали».

Тут есть одно исключение: если вы — очень типичный представитель аудитории, на которую всё это рассчитано — то ваши эмоции важны, их нужно учитывать. К сожалению, 9 из 10 «критикующих» и в этом плане не представляют интереса, что, конечно, бывает обидно, ведь о себе-то поговорить хочется.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Чаще всего, недоумение: а вы вообще кто? Но может и переживать, и терять мотивацию, если ему важно нравиться всем.

Как превратить в правильную критику: Добавить, почему вы считаете, что информация именно о ваших эмоциях и реакции может быть важна. Если такое добавить невозможно — не говорить ничего.

Примеры: Плохо, ужасно, бессмыслица какая-то, бред, чушь, отстой, ну и фигня, да это полная ерунда, и т. д.

Почему это не критика: Примитивная — означает, простая, самого первого уровня без напрягов. Никакой пользы от этой оценки нет, потому что она субъективна и слишком проста, а значит, не может быть «включена в статистику» и не может быть платформой для улучшений (ничего же не уточнено). Здесь тоже действует вышеописанное исключение: если вы — очень типичный представитель аудитории, либо, например, начальник критикуемого — то ваше мнение важно. Как несложно догадаться, большинство «критикующих» не относятся ни туда, ни сюда, но рады оценить всё вокруг, не слишком при этом утруждаясь.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Обиду, равнодушие, усталость — в зависимости от чувствительности к примитивным оценкам.

Как превратить в правильную критику: Усложнить (для этого придётся напрячься и отрефлексировать свои ощущения, понять, чем именно они вызваны). Объяснить, почему ваши впечатления важны (например, вы — ЦА). Если ваши впечатления нипочему не важны, а просто вас распирает — не говорить ничего.

Примеры: Все личные оскорбления, обвинения, упоминания любых сведений из личной истории объекта «критики», отсылки к характеру объекта, оценка его реакции на всё это и пр.

Почему это не критика: И снова нужно сказать, что этот пункт — ключевое отличие русскоязычного пространства (к сожалению). «Позор хреновому огороднику» как результат вопроса про рояль, помните? Вот, ровно это. Мы вообще не умеем рассматривать событие, мнение или продукт в отрыве от личности создателя. Нам искренне кажется, что всё связано, а значит, у нас есть право обсуждать личность, как будто именно она выставлена на оценку. Кроме того, очень часто переход на личность используется как основание обнулить или основательно обесценить то, что человек сделал, либо укусить его побольнее, найдя уязвимые места. Личность никто поменять не может и тем более не все хотят это делать, так зачем вообще её приплетать?

Вспомнила типичный пример — обвинения феминисток в травмированности как причине их позиции, будто бы иметь травмирующий опыт — это что-то стыдное и дискредитирующее саму позицию. Феминизм в отрыве от личностей феминисток обсуждать может очень мало кто.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Диапазон широкий, в зависимости от бэкграунда: удивление, растерянность, раздражение, злость, стыд, бессилие (себя поменять нельзя, а значит — останешься мишенью, так что, возможно, лучше ничего не делать).

Как превратить в правильную критику: Очень трудно, но можно. Убрать вообще личность подальше, и рассматривать продукт или процесс в отрыве от неё. Если совсем не получается — представить, что это сделал ваш ближайший друг или подруга, т. е. все прежние связи с личностью, которые вас царапают, перестали работать. Потом проверить, есть ли всё ещё желание что-то сказать.

Примеры: Прямая агрессия — оскорбления, хамство, непрямая — саркастические и язвительные замечания, пассивная агрессия — ну теперь-то уж что и т. д.

Почему это не критика: Тут всё просто. Агрессивный выброс под видом критики — это попытка отреагировать свою злость, зависть, дискомфорт и другие эмоции через нападение на объект. Эмоции может вызывать как сам человек, так и его творение. Также эмоции могут не иметь отношения ни к чему «критикуемому». Легко догадаться, что никакому улучшению и помощи агрессия не способствует, а вот что она хорошо делает — так это вызывает здоровое желание защититься или напасть в ответ.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Зависит от того, насколько он может отделять себя от того, что «критикуют». Если хорошо отделяет — будет чувствовать сожаление, раздражение, удивление. Если плохо — будет чувствовать, что его атакуют, уходить в защиту и демотивироваться.

Как превратить в правильную критику: Остановиться и вернуться на шаг назад. Попробовать понять, в каком месте вы разозлились, и какой вклад в эту злость внесла ваша личная жизненная история (или история взаимоотношений с этим жанром, человеком, отраслью). Если место найдено, оформить фидбек в формате «В этот момент… я почувствовал/а злость, потому что… Мне кажется, вам/тебе важно это знать, потому что…». Если место не найдено, оставить всех в покое и разбираться дальше только с собой, т. к. отслеживать случайные триггеры агрессии — в ваших прямых интересах.

Примеры: Непрошеные инструкции и лекции как надо, театральные упрёки в недостатках, намёки, завуалированные под вопросы, фамильярность, снисходительность, поучительные интонации, попытки применять манипуляции и «дрессировку» (отрицательное и положительное подкрепление).

Почему это не критика: Сначала уточню, что для меня слово «экспертность» не несёт отрицательного значения. Все мы в чём-то эксперты, и часто делимся своими знаниями друг с другом, без какой бы то ни было иерархии. Речь в этом пункте именно об избыточности. Гиперэкспертность — это приятное почёсывание вашего ЧСВ, потому что сама такая «критика» акцентирует, что вы знаете всё гораздо лучше. В некоторых случаях это ещё и попытка поконкурировать или подоминировать (т. е. содержит в себе агрессию). Ваше сообщение вполне может включать ценные комментарии (эксперты бывают и настоящие), но всё, преподнесённое в такой форме, до цели не долетит, потому что любой человек мгновенно отвлечётся на обложку. Кроме случаев, когда он буддист, пожалуй.

Как пример хочется привести привычную (и в большинстве случаев ненужную) позицию гиперэкспертности у мужчин по отношению к женщинам. По любым вопросам. Это даже имеет своё название — менсплейнинг.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Зависит от выраженности его нарциссической части. Если она выражена сильно, то он будет уязвлён, возможно ранен, так как почувствует себя хуже вас и ощутит стыд. Если выражена слабо — не заметит, посмеётся или будет раздражён.

Как превратить в правильную критику: Оставить всю содержательную часть как есть. Отрефлексировать свои истинные мотивы, пригладить раздутое Эго и полностью убрать излишек экспертности. Если это сложно, то представьте, что вы делаете совместный проект с коллегой, и за результат отвечаете и переживаете оба (а вот докладывать выпало ему).

Примеры: Использованы не те слова, цвет неправильный, надо было по-другому, вот эта мелочь всё портит, ну разве так можно, вы всё неправильно делаете, вы не учли того-то, слишком эмоционально, и всё прочее из серии «не так стоишь, не так свистишь».

Почему это не критика: Обычно это перфекционизм зрителя. Придирки, как правило, идут к конкретным мелким вещам, которые настолько вопиюще «неправильны», что перфекционисту становится почти физически плохо. Поэтому их исправление кажется важнее, чем сам главный объект, и акценты смещаются. Фактически, это требование идеальности, причём идеальности с точки зрения конкретного постороннего человека. Для того, чтобы её достичь, другому человеку нужно жить в вашей голове и знать, как надо было сделать по-вашему. Зачем это ему? Чаще всего, низачем, ведь не факт, что по-вашему лучше. Хотя поранить подобными претензиями можно — у нас невероятно нарциссичный мир, где фантазиями об идеальных продуктах, и неумением поддерживать себя в ошибках — отравлены многие.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Зависит от выраженности его нарциссической, а также — обсессивной части (страшные слова!). Если они выражены сильно, то он от вас «заразится» и будет чувствовать, что всё пропало, потому что идеальность не достигнута и он вам не угодил. Если выражены слабо — не будет задет. Возможно, попробует даже вас успокоить, потому что смотреть на мучения перфекциониста довольно тяжело.

Как превратить в правильную критику: С перфекционизмом очень трудно бороться, потому что основа у него болезненная: когда-то что-то было сделано недостаточно хорошо, и последствия стоили слишком дорого. Этот капкан может потом срабатывать всю вашу жизнь, но другие люди, конечно, ни при чём. Так что для критики лучше оформить это как Я-сообщения: «Я чувствую, что очень важно поменять тут. и тут… Потому что…». Правда, мы тут должны помнить о п. 1 — нужны ли другому человеку какие-то сведения о вас и о том, как именно нужно по-вашему сделать? Также помогает честно ответить себе на вопрос, правда смогли бы вы, такой умный, сделать то, что сделал другой, лучше? А в тот же срок? Обычный ответ — «нет», хотя бы потому, что продукт другого человека — вот он, а у вас пока только спазмы от его неидеальности. Тогда, возможно, лучше не говорить ничего.

Примеры: Зачем это вообще нужно, делать вам нефиг, а в советское время без этого жили и ничего, это бессмысленно, вот же вы сколько времени потратили зря, и т. д.

Почему это не критика: О, это главный бич всех критикуемых, потому что сообщение, которое содержится в обесценивающей фразе — это «на самом деле ты ничего не сделал». Трудно придумать нечто более разрушительное. Это не может быть критикой по определению, так как обнуляет само пространство для критики. Почему хочется обнулять чужие результаты — большой вопрос: иногда это бывает искреннее мнение «лучше бы этого не было», иногда это замаскированная агрессия, иногда — конкуренция и т. д. В подавляющем большинстве случаев это ещё и явная неправда, потому что если бы результат ничего не стоил на самом деле, нечего было бы и обнулять. Поэтому люди, использующие обесценивание, попадают в собственную ловушку — так как энергия, затраченная ими, явно говорит об уровне значимости объекта «критики» для них.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Обесценивание — нарциссическая защита. Если у человека, которого вы критикуете, есть выраженная нарциссическая часть, то он либо заразится (то есть начнёт переживать собственную ничтожность), либо поранится.

Как превратить в правильную критику: Этот пункт — никак. Лучше всего ничего не говорить, а разбираться, почему вас так тянет превратить что-то в ноль и куснуть чужое Эго.

Контейнирование — это способность перерабатывать эмоции без подавления, своего рода переваривание, которое позволяет сделать их переносимыми.

Примеры: «Громкие» (по мощности) сообщения о своих чувствах и ощущениях с детализацией («меня сейчас стошнит»), упрёки в возникновении этих чувств, представление себя вашей жертвой, демонстрация «ранений» и проблем, возникших из-за вас, невнятные выкрики («аааа оооы фрррр ай-яй-яй капец!») и т. д.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Некоторые люди чувствуют недоумение, потому что, фактически, в них почему-то чем-то левым тычут, и требуют что-то с этим сделать. Другие (гиперответственные, или склонные к чувству вины) могут индуцироваться и всерьёз начинать контейнировать.

Как превратить в правильную критику: Убрать оттенок требования и оформить в виде «отчёта об ошибке»: «у меня появилось чувство, что… Возможно, так чувствую не я один/одна и если это не было вашей целью, то примите к сведению». Полезно ещё бывает для себя разобраться, почему у вас есть потребность или желание нести свои чувства кому-то другому. Если это повышенная ранимость и неумение обходиться с дискомфортом — то всё-таки, это не проблемы окружающих, и нужно это учитывать.

Примеры: Теперь всё пропало; вы так сделали потому что…; это дискредитирует всю идею; всё это неспроста; а также — литературные приёмы типа гиперболизации, псевдологических выкладок и т. д.

Почему это не критика: Потому что это личные размышления, как правило, глубоко субъективные (хотя люди, согласные с ними, могут и группироваться). Со стороны чаще всего напоминает паранойю, сбой в мышлении либо теорию всемирного заговора, потому что доказать свой вывод автор обычно не может. Точнее, он-то считает, что может, но запутывается в ногах и падает. Никакому улучшению такие выкрики по определению не могут способствовать — всё происходит у «критикана» в голове, так что вы тут бессильны.

Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Раздражение, злость, недоумение, равнодушие — в зависимости от чувствительности к реакциям других. Устойчивых людей можно даже этим рассмешить

Как превратить в правильную критику: Если вы склонны к такому, пробуйте перед тем, как выдавать суждение наружу, подвергнуть его самокритике, найти «слабое звено» в своих рассуждениях. Хороший приём для этого — представьте, что вам надо опровергнуть вашу же позицию, какие аргументы вы используете? Часто после этого внутреннего спора оказывается, что говорить-то и нечего, так как бесспорное оказалось спорным. Если всё же осталось, что говорить, подайте это как мысль и посоветуйтесь «Мне почему-то кажется, что… А вы как думаете?».

Устали? Ничего, скоро уже конец. Мы с вами рассмотрели, как не надо критиковать, и почему. Теперь давайте перейдём к самому важному — как НАДО критиковать. Как оформить ваши замечания так, чтобы не ранить, не демотивировать, не оскорбить, а поддержать и стимулировать.

  • она исходит из позиции «плечом к плечу с автором»;
  • она уважительна, то есть, принимает во внимание труд другого человека и/или результат этого труда;
  • она мотивирует на изменения;
  • она вызывает инсайты (озарения) о том, как можно что-то улучшить;
  • она не задевает самооценку. В идеале, вообще её не касается, потому что не может быть никакой нужды ранить чужое Эго, чтобы донести свою мысль.

Правильная критики поэтапно:

Вот и всё. Те, кто дочитал досюда — молодцы и герои! Хочу кое-что пожелать всем героям, напоследок.

Пожалуйста, помните: цель вашего вмешательства — помочь кому-то стать лучше, исправить проблему.

Вы не расслабляетесь с помощью критики, вы не отрабатываете свой стресс, вы не чешете свое Эго. Если всё-таки вы это делаете, остановитесь и подумайте — действительно ли у вас есть обоснованные замечания, или вам просто нужно с кем-то поговорить. Если же вы ПРАВДА хотите помочь — убедитесь, что ваш фидбек содержит именно этот посыл. Очень непросто бывает отделять главное от второстепенного, но наилучшая критика — как раз, самая осознанная и самая тщательно продуманная. Для критикуемого она ещё и самая удобная, потому что её можно немедленно взять в работу. С помощью такой критики проблемы и пути их решения видны очень чётко. При этом, критикуемый не получает «бесплатного бонуса» в виде расстройства, демотивации и ощущения собственной неправильности.

Берегите друг друга — и тех, кого критикуете (потому что на свете слишком мало людей, которые делают хоть что-то), и тех, кто критикует (потому что людей, которым действительно не всё равно — тоже, в общем, немного).

Как правильно критиковать.

Хвалить легко – гораздо труднее сделать корректное, деловое, не обидное замечание. Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие возможные варианты несложных критических оценок.

Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.

1. Прежде всего, изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.

2. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.

3. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.

4. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.

5. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие.

Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.

6. Если хотите указать человеку на его ошибку, начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств.

7. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.

8. Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.

9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.

10. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!». Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса. Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь – сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча посчитайте до 10-30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.

11. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.

12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.

13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.

14. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти выход.

15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».

Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.

Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.

Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок.

  • Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось»;

  • Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;

  • Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;

  • Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;

  • Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;

  • Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;

  • Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как. »;

  • Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано. »;

  • Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;

  • Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а). »;

  • Критика-ирония: «Делали, делали и. сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;

  • Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;

  • Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо. »;

  • Критика-смягчение: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;

  • Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;

  • Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;

  • Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;

  • Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;

  • Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?»;

  • Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне».
  • Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.

    Когда же подчиненный относится к начальнику не очень доброжелательно, лучше сочетать негативные оценки с позитивными.

    Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.

    – Критика в мой адрес – мой личный резерв совершенствования.

    – Критика – это форма помощи для устранения недостатков в работе.

    – Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.

    – Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.

    – Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.

    – Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.

    – Центральный принцип конструктивного восприятия критики – «все, что я сделал, можно делать лучше».

    – Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.

    – Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она вызвана, максимум – как исправить положение.

    – Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.

    – Первый шаг правильного восприятия критики – ее фиксация, второй – осмысление под углом зрения пользы для дела, третий – исправление недостатка, четвертый – создание условий, исключающих его повторение.

    – Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.

    – Когда критика в ваш адрес отсутствует – это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.

    – Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.

    – Критика возможных негативных последствий принятых мною решений – предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.

    – У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.

    – Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, – искажать факты ради оправдания.

    – Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний – показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.

    – Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я – сильная личность.

    – Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.

    – Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.

    – Признать критику – это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.

    – Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле.

    Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.

    Автор: Г. В. Старшенбаум, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт высшей категории

    На странице "Книги – бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.

    Как правильно критиковать и воспринимать критику

    Дата публикации 29 июня 2012 . Опубликовано в Окружающие

    Нам часто приходится сталкиваться с критикой. Большинство людей не умеют адекватно воспринимать критику и болезненно на нее реагирует. Также далеко не все умеют правильно критиковать. Можно ли этому научиться?

    Если взять в целом, то это искусство выражать свое мнение в каком-либо вопросе. Критикуя, мы хотим улучшить ситуацию. Т.е. хотим как лучше, но почему-то не получается.

    Критика – многогранна и неоднозначна. Она может дать нам как возможность для развития и самосовершенствования, так и нанести вред – всевозможные обиды, комплексы, страхи.

    желание самоутвердиться или снять стресс за Ваш счет;

    попытка испортить Вам настроение и сделать больно;

    попытка помочь вам измениться или изменить ваше поведение;

    попытка оправдаться или защититься от чрезмерных требований

    Во-первых, если слова критикующего вас задели, не показывайте ему это. Сочувствия и сострадания от него вы все равно не дождетесь, а вот шанс стать постоянной мишенью для критику возрастет.

    Во-вторых, учитесь видеть в критике что-то полезное для себя. Можете даже поблагодарить критикующего за то, что он обратил ваше внимание на это. Как правило, это очень обескураживают критиканта.

    В-третьих, учитесь правильно задавать вопросы, чтобы понять, почему человек критикует.

    В-четвертых, если критика по делу, будет уместным признать свои ошибки и искренне поблагодарить за конструктивную критику.

    Критиковать не так-то и просто. Потому что просто критика только ранит человека.

    Если вам приходится критиковать людей, то:

    Перед началом разговора задайте себе вопрос: «Чего я хочу больше? Обидеть человека, самоутвердиться, что-то доказать себе? Или улучшить ситуацию?»

    Похвала – самым действенный способ восприятия критики другим человеком. Поэтому, прежде чем критиковать, похвалите человека. Отметьте его сильные стороны или положительные качества, а потом переходите к проблеме. Так человек поймет, что вы к нему хорошо относитесь и хотите помочь. Не забывайте, что ваша цель не унизить человека, а помочь исправить его ошибки.

    Критикуйте поступки человека, а не его самого. Обсудите, какие он допустил ошибки, и вместе поищите пути их решения.

    Будьте искренни и честно скажите другому человеку, что вам не нравится. При этом старайтесь говорить очень мягко, чтобы не задеть человека.

    Критика только тогда будет результативной, когда человек нас уважает, готов нас слушать и сотрудничать.

    Будьте готовы к выпадам в свой адрес. Это нормальная реакция защиты. Уважайте другого человека, не переходите на повышенные тона. Спокойно уходите от ситуации, когда человек не готов выслушивать критику.

    Учитесь правильно критиковать и воспринимать критику. Если приходится регулярно выслушивать ее в свой адрес, учитесь распознавать конструктивную критику от деструктивной и относиться к ней проще.

    Интересы

    Все лучшее для женщин

    Сайт для осознанных родителей

    Отличный способ расслабиться

    Популярные статьи

    Рекомендуем

    Разрешено использование материалов сайта с прямой индексируемой ссылкой

    Источники:
    Как научиться критиковать, чтобы не обидеть
    В инструкции собраны советы, которые помогут вам научиться правильно критиковать близких людей и окружающих.
    http://evrikak.ru/info/kak-govorit-kritiku-2/
    Как правильно критиковать
    Фактрум публикует статью, написанную психотерапевтом и блогером Екатериной Сигитовой. Как и многие другие люди, регулярно записывающие и выкладывающие в сеть свои мысли, советы и пр., Екатерина порой сталкивается с критикой от читателей. Ответом на неё стал этот пост.
    http://www.factroom.ru/life/how-to-criticize-constructively
    Как правильно критиковать 1
    Чтобы критика была плодотворной, необходимо использовать следующие несложные правила.
    http://www.homearchive.ru/business/b0301.html
    Как правильно критиковать и воспринимать критику
    Нам часто приходиться сталкиваться с критикой. Большинство людей не умеют адекватно воспринимать критику и болезненно на нее реагирует. Также далеко не все умеют правильно критиковать. Можно ли этому научиться?
    http://www.vitamarg.com/konsultacii/ludi/2414-kak-pra

    (Visited 10 times, 1 visits today)