Библиотечная работа

Просмотров: 0

Все не так, как представляют обыватели: зачем идут работать в библиотеку

Ирина живёт в мегаполисе и работает в школе, Анастасия живёт в маленьком городке и работает в муниципальной библиотеке. Наш блогер Саша Белкина пообщалась с двумя очень разными девушками и выяснила, кто такой современный библиотекарь, почему стоит идти в профессию и как найти призвание, если ты не представляешь своей жизни без книг.

Анастасия: «Мне казалось, что библиотекарь — невостребованная профессия»

До того, как я поступила на библиотечно-информационный факультет, мне казалось, что библиотекарь — не востребованная профессия. Это был взгляд обывателя, который время от времени захаживал в библиотеку за книгами. Я думала, что работа библиотекаря ограничивается той самой скучной выдачей литературы, но нет, у нас очень много обязанностей.

Современный библиотекарь — это не бабушка в шали, которая сидит на абонементе и выдаёт три книжки в день, печально вздыхая и попивая чаёк. Конечно, мы выдаём книги, но этим работа не ограничивается. Специалисты работают с фондом: это ведение каталогов и картотек, систематизация. Так как библиотеки давно перепрофилированы в образовательные и культурно-досуговые центры, мы занимаемся продвижением и популяризацией культуры чтения. Если хотите, выступаем в качестве еvent-менеджеров.

Ещё библиотеки запускают масштабные онлайн и офлайн-проекты, например, мы запустили городскую акцию «Орск читает Пушкина» и реализовали проект «Лето в парке». Проводим интересные мероприятия, экспериментируя с форматами, в том числе в рамках всероссийской «Библионочи».

Также мы занимаемся информированием читателей через наши онлайн-площадки. Сейчас это сайт, YouTube-канал и популярные соцсети. Причём слово «информирование» стоит понимать в самом широком смысле этого слова. Это и SMM, и PR, ведь необходимо популяризировать чтение и рекламировать наш книжный фонд. Информационной и библиографической продукции очень много, обо всём надо рассказать.

Современный библиотекарь должен быть образованным, начитанным, коммуникабельным, справляться с большим объёмом работы, но самое главное — он должен по-настоящему любить то, чем занимается. В связи с проектной деятельностью, библиотекарь постоянно сталкивается с программами по графическому дизайну или видеомонтажу. Лично мне пригодился сертификат по английскому языку. И, конечно, любовь к книгам необходима.

Мне кажется, наша работа — это один большой плюс. Да, она требует полноценной отдачи, но взамен ты получаешь массу позитивных эмоций и духовное обогащение. Но и минусы есть тоже. Например, финансирование. На масштабные проекты, например, организацию лаунж-зоны в библиотеке или фестиваль, нужны средства. Поэтому не все идеи наших специалистов удаётся воплотить в жизнь.

А что касается зарплат библиотекарей — они зависят от занимаемой должности и региона. Для Орска у меня неплохая зарплата

Вопреки всеобщему мнению для библиотекаря возможно продвижение по карьерной лестнице. Он может стать методистом, курировать проектную деятельность, отвечать за PR и нейминг, то есть за становление уникального имиджа библиотечной системы и продвижение творчества писателя, чьё имя носит библиотека. Можно стать заведующим отделом обработки и комплектования. В конце концов, можно дорасти до директора.

Современная библиотека — это рай для книголюба. Наша библиотека ориентирована на юношество, но это условно: читатели к нам приходят всех возрастов — дети, молодежь, взрослые, пенсионеры. У нас даже есть кафедра литературы на иностранных языках и отдел искусств, для нашего города это большая редкость.

Ирина: «Моё дело — это безграничная любовь»

По образованию я учитель-логопед, но с детства мечтала быть библиотекарем. Я часами пропадала сначала в детской библиотеке, потом в городской, и даже дома у меня все книги были пронумерованы, в каждой лежала каталожная карточка — как в библиотеке!

В юности на выбор вуза повлияла мама и я пошла учиться в Педагогический Университет в Екатеринбурге. Но после обучения всё-таки пошла работать в Центральную Городскую Библиотеку им. П. П. Бажова в городе Лесной, Свердловской области. С тех пор ни разу не пожалела, что пришла в эту профессию.

У меня не было никаких стереотипов, потому что с детства знала всю «кухню» изнутри, так что всё произошло по большой любви.

Когда видишь, что люди приходят в эту профессию, считая, что это не пыльная работа, просто чтобы высидеть свое время, получить зарплату и уйти, становится грустно. Жаль, потому что без инициативы и интереса к книгам вряд ли можно получить удовольствие от того, чем занимаешься. А когда ты отдаёшь часть себя, все свои знания, дети это чувствуют, ценят и отвечают тебе.

Они рекомендуют какие-то книги, проявляют инициативу в проведении мероприятий, с радостью бегут в библиотеку после каникул

В «СОШ «Муринском Центре Образования № 2» я работаю два года. До этого работала в Гимназии. Общий стаж работы библиотекарем около 8 лет. Разница между школьной и муниципальной библиотекой, конечно, есть. В городских библиотеках сейчас проводится больше мероприятий, чтобы повысить посещаемость, приобщить людей к чтению. В школьной — учащиеся приходят сами, их не нужно приобщать, но нужно заинтересовывать, расширять кругозор.

Основная моя обязанность, конечно, — выдача учебников и художественной литературы. А ещё проведение мероприятий к памятным датам, выставок, литературных бесед с детьми, обсуждения с ними книжных новинок.

Но вообще библиотекарь должен быть очень многогранным: ориентироваться в новых технологиях, владеть компьютером на должном уровне, уметь делать презентации и знать многие аспекты современной жизни детей. В первую очередь, конечно, мы приобщаем к бумажной книге, но также учим детей с умом пользоваться интернетом, структурировать информацию, правильно искать книги, подбирать материал для доклада. Чтобы они не глупо копировали всё из «Википедии», а обладали навыком качественного поиска.

Это моё место, я довольна. Очень повезло, что в этой профессии можно реализоваться и как педагог, и как книголюб. Я счастлива работать именно с детьми. Моё дело — это безграничная любовь.

Пожалуй, минус только один. И это даже не минус, а издержки профессии.

В году есть два самых тяжёлых в прямом смысле слова периодов — это выдача и сдача учебников. Поскольку я работаю одна, всё это бывает физически тяжело.

Но плюсов, конечно же, больше. В том числе — общение с детьми и коллегами. Мне очень повезло с коллективом, с директором. Я могу прийти с любой проблемой и знаю, что всегда могу рассчитывать на помощь.

Зарплата у меня среднестатистическая по городу, я довольна. Есть стандартный оклад, который сразу озвучивают, но, если ты добросовестно трудишься, возможны премии.

Я не могу прожить без книг: читаю дома и на работе, по вдохновению или по необходимости. Когда готовлю выставку или книжный обзор, то должна прочитать книги, которые рекомендую детям, это важно. Я не могу бегло изучить только аннотацию и прийти не подготовленной. Потому что одна из основных моих обязанностей — привить детям любовь к литературе. А ведь это делается только на своём примере.

Предпочтения в литературе всегда самый суровый для меня вопрос, потому что я абсолютной «всеядный» в плане книг человек ещё с детства. Когда выбор книг был не таким большим как сейчас, я читала всё, что есть дома. В библиотеке обычно ходила вдоль стеллажей и читала, практически не выбирая, на что «взгляд упадёт». И до сих пор я могу взять в руки, по настроению, абсолютно нелепый женский роман, просто чтобы разгрузить мозг, а могу увлечься сложным психологическим текстом. Мне нравится фэнтези, люблю детективы и зарубежную прозу.

Библиотечная работа
mel.fm

Как стать библиотекарем?

Библиотекари — работники, занимающиеся комплектованием фонда той или иной библиотеки. Они создают каталоги книг и других печатных изданий, заведуют справочно-информационными фондами. Также они ведут просветительскую работу среди людей, популяризируя разные книги и мотивируя население к чтению. Ну и конечно, библиотекарь — тот самый сотрудник, которого посетители всегда находят «на абонементе»: он выдаёт им книги и принимает их обратно, помогая в выборе нужной и интересной литературы.

Это непростая, но очень интересная профессия, обучиться которой сможет любой желающий. Главное — искренне любить книги и обладать определённым типом личности и характера.

Что нужно, чтобы стать библиотекарем?

Прежде всего, необходимо иметь представление о том, что такое библиотечное дело. Оно включает в себя несколько важных функций:

  • управленческие (библиотекарь должен обладать навыками управления как работой учреждения в целом, так и книгофонда. В его компетенцию входят управление, хранение и архивирование всей имеющейся информации. Он владеет информационными технологиями, позволяющими ему максимально эффективно организовать работу учитывая современные реалии;
  • просветительские. Библиотекари организуют разные мероприятия для посетителей, в зависимости от категорий населения;
  • общие. Речь идёт о так называемых надпрофессиональных навыках, незаменимых при работе с людьми. Это коммуникабельность, умение чувствовать человека (чтобы подобрать для него нужную книгу), терпение, усидчивость.

Библиотекарь регулярно следит за тем, в каком состоянии находится книжный фонд и обновляет его по мере необходимости.

Стать библиотекарем невозможно без знаний о том, какими бывают эти учреждения. В зависимости от личных склонностей и предпочтений человек может выбрать работы в одной из библиотек:

  • общественной. Она открыта для всех, кто желает регулярно читать книги. Именно здесь популярны разные общественные мероприятия в виде полезного и бесплатного досуга;
  • школьной. Это важнейшая часть среднего образования. Кроме стандартных учебников, здесь всегда можно найти книги, незаменимые для общего и разностороннего развития детей разных возрастов. Здесь детям прививают любовь к чтению;
  • в ВУЗе. Такие учреждения являются хранилищами ценных книг и изданий, необходимых для полноценного образования студентов. Чаще всего речь идёт о библиотеках определённой специализации с отдельными коллекциями книг и журналов, расформированных по разным тематикам. Важно знать о том, что работа в такой библиотеке часто требует от сотрудника наличия учёной степени — как минимум, кандидата наук.

Люди, искренне любящие чтение, часто подумывают о том, чтобы приобрести профессию библиотекаря. Очевидно, что одной любви к книгам и знаний будет мало. Эта профессия требует определённых черт характера:

  • спокойствие;
  • усидчивость;
  • хорошая концентрация внимания;
  • готовность к регулярному выполнению монотонной работы;
  • способность к глубокому анализу и синтезу.

Больше всего профессия библиотекаря подходит людям, не стремящимся к постоянному движению и «экстремальным» ощущениям. Кстати, умение интенсивно общаться с людьми — навык, обязательный не для каждого представителя этой профессии. Например, можно получить учёную степень и устроиться на работу в библиотеку при высшем учебном заведении: там всегда спокойно, а коммуникативные навыки требуются самые простые.

Для того чтобы понять, сможете ли вы работать библиотекарем, рекомендуется лично побеседовать с людьми, работающими в этой сфере в течение многих лет. Они расскажут много интересного и поделятся личным опытом. Также опытные работники могут порекомендовать и учебное заведение, где вы сможете получить необходимое образование.

Как стать библиотекарем?

В зависимости от уровня и направления библиотеки можно закончить техникум (колледж) или ВУЗ. В среднем учебном заведении учащиеся получают специальность «Библиотечное дело» или «Библиотековедение». Поступить в колледж можно, окончив девять классов средней школы. Длительность учёбы составляет от двух до пяти лет и зависит от формы обучения, которую выбирает человек (очная, заочная или вечерняя).

В высших учебных заведениях есть специальность по библиотечно-информационной деятельности. Условия поступления здесь строже: необходима сдача ЕГЭ (русский язык, литература, история, обществоведение или иностранный язык на выбор). Длительность обучения составляет от четырёх до пяти лет.

Если вы твёрдо намерены стать библиотекарем по окончании обучения, надо стремиться к получению практического опыта работы ещё задолго до окончания колледжа или ВУЗа. Попытайтесь устроиться на работу в любую из подходящих библиотек. Кстати, многие учреждения часто берут студентов-практикантов. После практики многие из них имеют шансы остаться работать там постоянно.

Как стать библиотекарем без образования?

В крупных городах руководство библиотек более строго подходит к выбору сотрудников и требует от соискателей, как минимум, высшего или профессионального образования. Тем не менее, бывает так, что человеку просто повезло и он смог устроиться работать, не имея специальной подготовки. Особенно это актуально на периферии и в небольших районных библиотеках общего назначения. В таких случаях профессии обучают на месте, и если у работника есть способности и мотивация, он входит в курс дела быстро и с удовольствием.

Библиотечная работа
www.snta.ru

«Когда я говорю, кем работаю, некоторые смотрят с сочувствием». Как на самом деле работают московские библиотекари

Сотрудники «Некрасовки», «Гаража» и «Иностранки» — о стереотипах и новой роли библиотек

Если при сло­ве «биб­лио­те­ка» вы пред­став­ля­е­те ворч­ли­вую по­жи­лую со­труд­ни­цу, три­жды пе­ре­пи­сан­ное чи­та­тель­ское тре­бо­ва­ние и мерт­вую ти­ши­ну — при­шло вре­мя это ис­пра­вить. Со­вре­мен­ные биб­лио­те­ки, как и их со­труд­ни­ки, сей­час со­всем не со­от­вет­ству­ют сте­рео­ти­пам. «Цех» по­го­во­рил с тре­мя мо­ло­ды­ми биб­лио­те­ка­ря­ми и вы­яс­нил, чем им нра­вит­ся их ра­бо­та, с ка­ки­ми пред­рас­суд­ка­ми они стал­ки­ва­ют­ся и в чем ви­дят роль биб­лио­те­ки в 2020 году.

Ека­те­ри­на Фа­дей­ки­на

Я учи­лась в МПГУ (Мос­ков­ский Пе­да­го­ги­че­ский Уни­вер­си­тет –— Прим. «Цеха») на ис­то­ри­че­ском фа­куль­те­те, но ещё в уни­вер­си­те­те на­ча­ла ра­бо­тать в книж­ном ма­га­зине «Циол­ков­ский». С биб­лио­те­ка­ми, кро­ме уни­вер­си­тет­ской, меня по­чти ни­че­го не свя­зы­ва­ло. Од­на­жды к нам в ма­га­зин при­шли ре­бя­та из Некра­сов­ки и по­зва­ли меня ра­бо­тать биб­лио­те­ка­рем в их но­вую точ­ку в тор­го­вом цен­тре. Это был пер­вый в Рос­сии по­доб­ный про­ект, пол­но­цен­ная биб­лио­те­ка в ТЦ, где мож­но по­лу­чить чи­та­тель­ский, за­хва­тить пару книг, а если нет нуж­ной — за­ка­зать из ос­нов­но­го фон­да, и все со­вер­шен­но бес­плат­но. Меня при­влек­ла идея, и я со­гла­си­лась. Пер­вые несколь­ко ме­ся­цев я ра­бо­та­ла там, па­рал­лель­но до­учи­ва­ясь в ма­ги­стра­ту­ре, а по­том пе­ре­шла в ос­нов­ное зда­ние и ра­бо­таю тут уже че­ты­ре года.

В про­шлом году я ста­ла ру­ко­во­ди­те­лем от­де­ла биб­лио­теч­но-ин­фор­ма­ци­он­но­го об­слу­жи­ва­ния, но по­ми­мо ад­ми­ни­стра­тив­ных за­дач, про­дол­жаю об­щать­ся с чи­та­те­ля­ми и вы­да­вать кни­ги — это мне нра­вит­ся в ра­бо­те боль­ше все­го. Мы во­об­ще мно­го ра­бо­та­ем над ком­му­ни­ка­ци­ей с по­се­ти­те­ля­ми, и у нас все боль­ше по­зи­тив­ных от­зы­вов о ка­че­стве об­слу­жи­ва­ния. Еще я по­мо­гаю биб­лио­теч­но­му ин­ста­гра­му, но это ско­рее для души.

В биб­лио­те­ке каж­дый день не по­хож на преды­ду­щий, все за­ви­сит от того, на­сколь­ко ты ак­ти­вен. Здесь еже­днев­но про­хо­дят ме­ро­при­я­тия. Так­же мы ве­дем ра­бо­ту с про­фес­си­о­наль­ным со­об­ще­ством: осе­нью у нас про­шла боль­шая биб­лио­теч­ная кон­фе­рен­ция, недав­но за­пу­сти­ли кур­сы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции для биб­лио­те­ка­рей. В ап­ре­ле, ко­гда об­слу­жи­ва­ние чи­та­те­лей пре­кра­ти­лось, наш от­дел стал еже­днев­но про­во­дить он­лайн-тре­нин­ги, мы пе­ре­ве­ли в Zoom внут­рен­ний книж­ный клуб. Ка­ран­тин поз­во­лил при­гла­сить в него ин­те­рес­ных го­стей: свои кни­ги с нами об­су­ди­ли Ев­ге­ния Некра­со­ва и Алек­сандр Сте­син, о про­ек­те «Пол­ка» мы по­го­во­ри­ли с глав­ным ре­дак­то­ром Юри­ем Са­пры­ки­ным.

Я люб­лю рас­ска­зы­вать о сво­ей ра­бо­те, по­это­му мои дру­зья зна­ют, что биб­лио­те­карь — это не ворч­ли­вая жен­щи­на, тре­бу­ю­щая немед­лен­но вер­нуть кни­ги. Но со сто­ро­ны по­се­ти­те­лей я ино­гда стал­ки­ва­юсь со сте­рео­тип­ным пред­став­ле­ни­ем. Ко­гда я рас­ска­зы­ваю им, что у нас есть и как все ра­бо­та­ет, то мно­гие удив­ля­ют­ся.

Мы про­во­ди­ли ис­сле­до­ва­ние о прак­ти­ках чте­ния моск­ви­чей, и 80% ре­спон­ден­тов по­счи­та­ли, что в го­ро­де обя­за­тель­но долж­ны быть биб­лио­те­ки. Ко­неч­но, их роль ме­ня­ет­ся, се­го­дня биб­лио­те­ка это куль­тур­ное про­стран­ство с боль­ши­ми воз­мож­но­стя­ми. Бу­ду­щее биб­лио­те­ки не толь­ко в со­хра­не­нии ба­зо­вых функ­ций книж­но­го фон­да и вы­да­че ли­те­ра­ту­ры, но и в ак­тив­ном при­сут­ствии в ин­тер­не­те и го­род­ском про­стран­стве, со­труд­ни­че­стве с класс­ны­ми ин­сти­ту­ци­я­ми в сфе­ре куль­ту­ры. В этом плане наш про­ект «Элек­тро­не­кра­сов­ка» — это от­лич­ный при­мер того, как мож­но пре­вра­тить кипу оциф­ро­ван­ных из­да­ний в ин­те­рес­ный кон­тент, ко­то­рый вы­гля­дит со­вре­мен­но и при­вле­ка­ет чи­та­те­лей.

Маша Ти­хо­но­ва

По об­ра­зо­ва­нию я ис­кус­ство­вед, ку­ра­тор ху­до­же­ствен­ных вы­ста­воч­ных про­ек­тов. Ко­гда я пи­са­ла ди­плом, то ре­гу­ляр­но хо­ди­ла в «Ле­нин­ку» и все вре­мя ду­ма­ла, что ра­бо­тать в биб­лио­те­ке очень уны­ло. Но бук­валь­но че­рез пару ме­ся­цев по­сле за­щи­ты меня при­гла­си­ли в «Ар­гу­нов­ку» — дет­скую биб­лио­те­ку на ВДНХ. Это был про­ект Кап­ко­ва (Сер­гей Кап­ков — гла­ва де­пар­та­мен­та куль­ту­ры Моск­вы с 2011 по 2015 год — Прим. «Цеха») по пе­ре­устрой­ству биб­лио­тек. До это­го я мно­го ра­бо­та­ла с детьми и ре­ши­ла по­про­бо­вать себя в но­вой роли. Биб­лио­те­карь — это про­фес­сия, на ко­то­рую люди учат­ся спе­ци­аль­но, а я осво­и­ла ее на ме­сте.

В «Ар­гу­нов­ке» я на­бра­лась опы­та и по­зна­ко­ми­лась с мос­ков­ской биб­лио­теч­ной се­тью, а за­тем ста­ла ру­ко­во­дить дву­мя биб­лио­те­ка­ми на се­ве­ро-во­сто­ке Моск­вы. Я до­воль­но ам­би­ци­оз­ный че­ло­век, спу­стя два года мне ста­ло тес­но на этой долж­но­сти и я ре­ши­ла уйти из биб­лио­теч­ной сре­ды. Уже по­чти устро­ив­шись на но­вое ме­сто, я по­па­ла на со­бе­се­до­ва­ние в «Ино­стран­ку». Мне сра­зу здесь так по­нра­ви­лось, что я за­бра­ла до­ку­мен­ты и оста­лась ра­бо­тать с ко­ман­дой сво­ей меч­ты.

Сей­час я ру­ко­во­жу от­де­лом об­слу­жи­ва­ния, в на­шем шта­те 14 биб­лио­те­ка­рей, ко­то­рые ра­бо­та­ют с кни­гой и чи­та­те­лем. Я ду­маю, что глав­ное для биб­лио­те­ка­ря се­го­дня — быть от­кры­тым, слы­шать чи­та­те­ля, быть чут­ким к его за­про­су, но без услуж­ли­во­сти. Важ­но уметь по­го­во­рить с че­ло­ве­ком, на­пра­вить его и сде­лать так, что­бы он хо­тел вер­нуть­ся. В неко­то­рых биб­лио­те­ках я встре­ча­ла очень непри­вет­ли­вых со­труд­ни­ков — это сра­зу же ска­зы­ва­ет­ся на ауди­то­рии биб­лио­те­ки. Од­но­го по­се­ти­те­ля ты на­пу­гал и про­гнал, он по­де­лил­ся этим с дру­зья­ми, и вы ли­ши­лись не од­но­го, а де­ся­ти по­тен­ци­аль­ных чи­та­те­лей.

Ко­гда я го­во­рю, что ра­бо­таю в биб­лио­те­ке, неко­то­рые смот­рят на меня со­чув­ству­ю­щим взгля­дом. На­вер­ное, это наш об­щий рос­сий­ский сте­рео­тип, по­то­му что в Ев­ро­пе на про­фес­сию биб­лио­те­ка­ря смот­рят ина­че.

Боль­ше все­го в на­шей ра­бо­те мне нра­вит­ся по­сто­ян­ное раз­ви­тие. В на­ших соц­се­тях нет скуч­ных биб­лио­теч­ных от­че­тов, мы де­ла­ем ин­те­рес­ный кон­тент, про­во­дим кон­кур­сы, ор­га­ни­зу­ем парт­нер­ские ме­ро­при­я­тия, ра­бо­та­ем с по­соль­ства­ми. Мно­гие счи­та­ют, что в бу­ду­щем у биб­лио­те­ки нет пер­спек­тив — это точ­но не про нас. Что­бы убе­дить­ся в этом, до­ста­точ­но про­сто прий­ти в «Ино­стран­ку».

Пан­де­мия дала нам по­нять, что ин­те­рес к ме­ро­при­я­ти­ям в биб­лио­те­ке толь­ко вы­рос. К нам на он­лайн-ме­ро­при­тия под­клю­ча­лись люди со всех кон­цов стра­ны. Биб­лио­те­ка уже дав­но ста­ла уни­вер­саль­ным об­ра­зо­ва­тель­ным про­стран­ством, где есть море воз­мож­но­стей для са­мо­раз­ви­тия. Бу­дучи чи­та­те­лем, мож­но по­лу­чить до­ступ к элек­трон­ным ис­точ­ни­кам, поль­зо­вать­ся на­шим цен­ным фон­дом, на­хо­дить и изу­чать нуж­ную ин­фор­ма­цию. Это от­лич­ная воз­мож­ность учить­ся бес­плат­но, не ме­нее дей­ствен­ная, чем по­пу­ляр­ные се­го­дня он­лайн-кур­сы.

Ва­ле­рий Ле­де­нев

Чест­но го­во­ря, я ни­ко­гда не ду­мал, что буду ра­бо­тать в биб­лио­те­ке. Я учил­ся на пси­хо­ло­га и пи­сал ди­плом по ла­ка­нов­ской шко­ле пси­хо­ана­ли­за, но в про­фес­сии не остал­ся. При этом у меня все­гда было мно­го зна­ко­мых в кру­гах со­вре­мен­но­го ис­кус­ства. Мы чи­та­ли одни и те же тек­сты, ссы­ла­лись на по­хо­жий круг идей, и очень мно­гие вещи, о ко­то­рых го­во­ри­ли со­вре­мен­ные ху­дож­ни­ки, кри­ти­ки и ку­ра­то­ры, мне были по­нят­ны и близ­ки.

Бо­лее де­ся­ти лет я ра­бо­тал в прес­се как ху­до­же­ствен­ный кри­тик, а за­тем узнал, что Саша Обу­хо­ва (ку­ра­тор ар­хи­ва му­зея «Га­раж» — Прим. «Цеха») ищет со­труд­ни­ков в но­вый на­уч­ный от­дел Га­ра­жа. Мы по­го­во­ри­ли, и я пе­ре­шел ра­бо­тать туда, воз­гла­вив неболь­шое под­раз­де­ле­ние, из ко­то­ро­го и по­яви­лась наша биб­лио­те­ка. Юри­ди­че­ски мы не яв­ля­ем­ся биб­лио­те­кой и оста­ем­ся в струк­ту­ре му­зея. Наш функ­ци­о­нал не во всем от­ра­жа­ет де­я­тель­ность рай­он­ных му­ни­ци­паль­ных биб­лио­тек. На­при­мер, у нас не та­кая бо­га­тая пуб­лич­ная про­грам­ма, ор­га­ни­за­ци­ей ко­то­рой в «Га­ра­же» в боль­шей сте­пе­ни за­ни­ма­ет­ся от­дел про­све­ти­тель­ских про­грамм и ку­ра­тор­ская ко­ман­да му­зея. Но мы тоже ор­га­ни­зу­ем свои ме­ро­при­я­тия, на­при­мер, се­ми­на­ры по чте­нию фи­ло­соф­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских тек­стов, ко­то­рые важ­ны в на­уч­ной де­я­тель­но­сти на­ше­го от­де­ла, но это не ос­нов­ные наши на­прав­ле­ния.

По­сколь­ку наша ра­бо­та от­ли­ча­ет­ся, биб­лио­те­ка­рям нуж­ны немно­го дру­гие ком­пе­тен­ции. Важ­но по­ни­мать спе­ци­фи­ку со­вре­мен­но­го ис­кус­ства, раз­би­рать­ся в име­нах, на­прав­ле­ни­ях и ис­то­рии ху­до­же­ствен­ных те­че­ний XX и XXI ве­ков, а так­же на­хо­дить и про­ве­рять ин­фор­ма­цию. Мы, в первую оче­редь, оце­ни­ва­ем сте­пень под­го­тов­лен­но­сти со­труд­ни­ков имен­но в этих об­ла­стях.

Я за­ни­маю долж­ность стар­ше­го биб­лио­те­ка­ря и фак­ти­че­ски воз­глав­ляю биб­лио­те­ку му­зея: моя за­да­ча сде­лать так, что­бы все в ней ра­бо­та­ло. Я за­ни­ма­юсь за­куп­ка­ми книг, об­ща­юсь с из­да­тель­ства­ми и по­став­щи­ка­ми, веду про­грам­му книж­ных об­ме­нов с дру­ги­ми му­зей­ны­ми биб­лио­те­ка­ми. Кро­ме это­го, я веду про­ект «В един­ствен­ном эк­зем­пля­ре»: каж­дый год мы при­гла­ша­ем трех рос­сий­ских ху­дож­ни­ков сде­лать спе­ци­аль­но для нас объ­ек­ты в жан­ре ав­тор­ской кни­ги.

Библиотечная работа
zeh.media

С чего начать знакомство с профессией молодому библиотекарю

Скорее всего, в наше время уже никто не думает, что библиотекарь — этот тот, кто весь день сидит в тихом читальном зале и читает книги в свое удовольствие.

На самом деле функционал сотрудников библиотеки огромен, и он может стать неожиданностью для неподготовленного молодого специалиста. Впервые придя на работу, он должен не только ознакомиться с большим объемом имеющейся литературы и удержать в голове принцип ее расстановки, но и запомнить выписываемые библиотекой периодические издания, особенности работы в АБИС и многое, многое другое. А ведь еще необходимо помочь посетителям найти ту самую книгу.

В статье ЛаЛаЛань расскажет, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.

Необходимые качества для библиотекаря

Работа в библиотеке неразрывно связана с обработкой огромного объема информации. Современный библиотекарь — это и IT-специалист, и психолог, и администратор, и педагог, и историк, и актер, и литературовед, а иногда и дизайнер, и сценарист. Количество требуемых навыков и умений неисчерпаемо.

Однако, помимо этих дополнительных качеств, существуют и непосредственно профессиональные.

С этой точки зрения библиотекарь:

  • усидчив;
  • внимателен;
  • вдумчив;
  • эрудирован;
  • работает в режиме многозадачности;
  • обладает развитыми коммуникативными навыками и аналитическими способностями.

Разумеется, при должном желании развить можно абсолютно любое качество, но на старте скорее всего будет легче тем молодым библиотекарям, кто уже по своему характеру склонен, с одной стороны, к монотонной работе, требующей повышенной концентрации внимания, с другой — к рождению креативных идей для готовящихся выставок, фестивалей, мастер-классов.

Библиотечное дело требует от сотрудника огромного количества знаний, навыков и компетенций. Получить их можно в соответствующем учебном заведении: в университете или профильном колледже.

Например, по специальности «Библиотековедение» можно пройти обучение в Московском гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств. Поступить на специальность «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и архивоведение» можно в один из следующих вузов:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Московский государственный университет культуры и искусств;
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств;
  • Белгородский государственный институт культуры;
  • Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

Кроме того, подготовиться к работе в библиотеке может помочь и близкая, но не профильная специальность, например, менеджер социально-культурной деятельности.

Пройти дополнительное обучение можно, например, на Высших библиотечных курсах. Это платная форма переподготовки сотрудников библиотек с высшим небиблиотечным образованием. На курсах можно систематизировать и дополнить имеющиеся теоретические знания, а также получить практические навыки в области информатики и таких специальных дисциплин, как «Книговедение», «Библиографоведение» и другие.

Кроме того, отличным подспорьем для молодого библиотекаря станет учебная литература по теме — пособия, справочники, памятки, которые помогут разобраться в терминах и тонкостях библиотечного дела:

  • «Библиотечное дело и библиотековедение: Конспект лекций»;
  • «Справочник библиотекаря»;
  • «Курс начинающего библиотекаря»;
  • «Первые шаги к профессии».

Узнать на практике

Чуть выше ЛаЛаЛань подсказала, куда можно пойти учиться, если вы планируете работать в библиотеке. Однако не обязательно приходить в профессию только через соответствующее учебное заведение.

Многие становятся библиотекарями по разным причинам и часто без образования в области библиотечного дела: кто-то просто всю жизнь обожает книги, кто-то с рождения владеет бенгальским языком, а библиотеке срочно нужен такой специалист в отдел заведования бенгальской литературой, у кого-то библиотека рядом с домом — единственное перспективное место работы и так далее.

В этих и многих других невероятных случаях, когда профессиональный путь приводит нас в библиотеку, профильное образование менее важно, чем ваши личные качества, желание и готовность учиться новому. В библиотеке на практике можно изучить за полгода-год то, что некоторые узнают за 2–3 года в учебном заведении.

Разумеется, мы понимаем, что в одной статье невозможно отразить все тонкости работы библиотекарем, но надеемся, что нам удастся задать вектор для тех, кто ищет ответы на свои вопросы.

Итак, с чего можно начать будущему библиотекарю?

Познакомиться с терминами

В мире библиотечного дела — своя разветвленная система терминов, овладеть которой необходимо для профессионального общения с коллегами, посетителями и руководством.

Мы предлагаем вам для начала познакомиться со следующими терминами и понятиями.

Например, по периодичности издания делятся на:

  • Непериодические — книги и брошюры, выходящие однократно.

– Книга — издание объемом более 48 страни.
– Брошюра — издание объемом более 4 и менее 48 страниц, часто в мягкой обложке.

  • Периодические — регулярно выходящие издания: газеты, журналы, некоторые сборники, бюллетени. Эти издания делятся по отраслям знаний и направленности (например, научный журнал, научно-производственный, литературно-художественный) и по регулярности выхода в свет (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и пр.).
  • Сериальные — нумерованные или датированные издания с одинаковым заглавием, выходящие в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена.
  • Продолжающиеся — сериальные издания, выходящие через неопределенные промежутки времени по мере накопления материала.

Разобраться в расстановке книг

В фонде библиотеки каждая книга промаркирована особым образом. У нее есть штемпель, инвентарный номер, и, возможно, RFID-метка. На переплете сверху и на обороте титульного листа располагается шифр. Например: 28.4 В 16.

Шифр состоит из двух блоков:

  1. классификационный индекс (обозначает предмет или отрасль знания, определяется по таблицам библиотечно-библиографической классификации);
  2. авторский знак (чаще состоит из первой буквы фамилии автора и двух цифр, соответствующих первым буквам в фамилии автора или заглавии книги, определяется по пособию для алфавитной расстановки книг, например, по вот этому пособию).

Изучить правила книговыдачи в вашей библиотеке

В разных библиотеках срок, на который выдается книга, может отличаться, как и сами условия этой выдачи. Эти параметры разнятся в зависимости от ориентации на определенную группу читателей и профиля самой библиотеки. Кроме того, большинство современных библиотек оснащены RFID-технологией (что это такое и что общего у библиотеки и домофона, читайте в статье ЛаЛаЛани).

Это означает, что молодому специалисту необходимо изучить специфику работы с RFID-сканерами, научиться заполнять электронные формуляры и использовать ЭЧБ — электронные читательские билеты.

Поработать с посетителями

Несмотря на распространение электронных технологий и активно продвигающуюся вперед цифровизацию информации, в библиотеку приходят за тактильными ощущениями. А еще за живым, человеческим общением. Роль библиотеки в современном обществе не сводится к книгохранилищу, а библиотекарь уже давно занимается не только возвратом и выдачей книг.

Целевая аудитория библиотек различается, и это необходимо учитывать. Например, в университетскую библиотеку заходят студенты 17–30 лет и преподаватели, гораздо чаще они заинтересованы в учебной или научной литературе. А вот, например, в семейную муниципальную библиотеку приходят и мамы с детьми 3–5 лет, и подростки, и даже бабушки и дедушки, которые ищут интересный детектив на случай бессонницы. Для этих категорий библиотека — место проведения досуга и часто скорее духовного, чем информативного обогащения.

Для взаимодействия с такими посетителями пригодятся развитые коммуникативные навыки, умение подбодрить, заинтересовать, понять потребность читателя.

Пообщаться с коллегами

Наверное, один из самых быстрых и эффективных способов набраться опыта — обратиться к коллегам за советом, в котором они вам вряд ли откажут. Многие сотрудники работают на одном месте годами, оттачивая профессионализм, и даже просто наблюдение за их поведением на рабочем месте будет полезным и информативным.

Библиотекарь — яркий образ для художественной литературы и кинематографа. Свое искаженное прочтение он приобрел в прошлом веке, когда за библиотекарем закрепился совершенно неуместный образ возрастной женщины, шикающей на всех, кто говорит в читальном зале чуть громче, чем подобает. Однако и массовое увлечение чтением в советские годы прочно закрепило за библиотекарем образ компетентного, осведомленного и вдумчивого советчика, который всегда позволит читателю найти искомую книгу среди множества томов.

Разумеется, такой многогранный и неистощимый для интерпретаций образ не мог остаться незамеченным в художественной среде. Авторы подмечают исторические черты и их влияние на положение библиотеки в обществе, создают одни стереотипы о библиотечной среде и рушат другие. Библиотека и библиотекари встречаются в таких литературных произведениях, как:

  • «Шелест страниц» Е. Воробьев;
  • «Драгоценное издание» И. А. Багмут;
  • «Хранитель древностей» Ю. О. Домбровский;
  • «Детская библиотека» А. А. Лиханов;
  • «Книжники» М. В. Чернооков;
  • «Вавилонская библиотека» Х. Л. Борхес;
  • «Публичная библиотека» И. Э. Бабель;
  • «Сердце библиотеки» Л. А. Кассиль;
  • «Друзья мои — книги» В. Г. Лидин;
  • «Сонечка» Л. Е. Улицкая.

Образы библиотекарей раскрываются и в кинематографе:

  • «Живет такой парень» (Киностудия М. Горького, 1964);
  • «Влюблен по собственному желанию» (Ленфильм, 1982);
  • «Библиотекарь: В поисках копья судьбы» (США, 2005).

Библиотечная работа
lala.lanbook.com